MSMA не верит в «моторное» заявление Yamaha
Эпопея с ломающимися двигателями Yamaha будет одной из самых горячих тем этого сезона MotoGP независимо от того, кто будет чемпионом. История, которая началась со странных звуков в моторе Маверика Виньялеса на СП-3 ГП Испании 18 июля, на момент начала ГП Австрии 14 августа только набирает обороты.
В данный момент Yamaha лишилась 3 моторов из общих 20 (по 5 на пилота): кроме Виньялеса, пострадали Росси и Морбиделли, причём гораздо серьёзнее. Байк Доктора отключился в Хересе-1, байк Франки — в Хересе-2, оба случая произошли в гонке. Чтобы не допустить повреждений, электроника сама выключила зажигание.
Один из двигателей после испанских гонок уехал на экспертизу в Японию. Приблизительно перед ГП Чехии инженеры «камертонов» в Ивате установили источник проблемы, а затем решали юридическую часть. Чтобы заменить дефектные детали на такие же, нужно единогласное одобрение союза MSMA, то есть всех соперников Yamaha по MotoGP.
Позиция производителя такова: исправить дефект на 17 рабочих моторах, и на тех 3, что проходят в базе данных MSMA с пометкой «списаны из линейки». В лучшем случае их снова станет 20, словно ничего не было. Пока необходим компромисс. У Виньялеса и Морбиделли уже распечатаны все 5 двигателей, у Росси и Квартараро пока по 4.
Остальные производители доберутся до двигателей №5 ориентировочно к 10-11 гонке. Сейчас грядет только 4-я.
Официально детали дефекта не назывались. Неофициально (эти данные приводят осведомлённые сайты Speedweek, GPOne, Motorsport) причиной являются клапаны в приводе ГРМ двигателя — они были из дефектной партии. Не все — около половины. Неизвестно, одинаковые ли проблемы были у Маверика, Валентино и Франко. Возможно, что да.
От греха подальше Yamaha немного занизила обороты двигателей. В пятницу на Ред Булл Ринге Квартараро перенаправил этот журналистский вопрос к техникам команды, зато Росси сказал прямо:
Да, чуть-чуть. Но максимальная скорость и так была нашей слабой чертой, и давно. Да и на бумаге для нас это трудный трек, потому что все прямики очень длинные. Во всех графиках максимальных скоростей мы глубоко внизу! То есть у нашего байка вроде как есть другие сильные стороны, но с максимальной скоростью мы мучаемся.
Yamaha просит разрешения у союза MSMA на вскрытие двигателей и замену деталей. В Мото3 это стандартная практика — из соображений безопасности заменять в моторах клапанные пружины и шестерёнки привода ГРМ. KTM/Husqvarna и Honda позволяют такое друг другу без лишних «драк».
В MotoGP ставки намного выше, соперники намного подозрительнее в отношении друг друга. Speedweek приводит пару комментариев руководителей, которые хотят от Yamaha больше подробностей таинственных неисправностей.
Майк Ляйтнер, управкомандой Red Bull KTM:
Вообще-то в опечатанных моторах ничего менять нельзя. В данном случае вопрос не в безопасности.
Паоло Чиабатти, спортдиректор Ducati Corse:
Регламент MSMA гласит, что ради омологации двигателей работу нужно выполнять как можно лучше. Если вы опечатываете двигатели, надо убедиться, что с надёжностью и динамикой порядок.
Но каким-то образом может получиться так, что в производственную цепь попадёт дефектная деталь. Я не знаю, что за проблема у «Ямахи», но регламент очень прост: когда дело касается надёжности, и если будет доказано другим членам MSMA, что эту замену или обновление следует разрешить, тогда даётся одобрение.
Но причина должна быть определённо связана с надёжностью, а не повышением динамики двигателя. Вдобавок, на стол должна лечь очень чёткая взаимосвязь, надо чётко показать все её корни.
Чиабатти не отрицает: MSMA не желает делать Yamaha никаких поблажек в том числе из-за её успешности. Квартараро выиграл 2 гонки из 3 и возглавляет зачёт, к Австрии Yamaha на вершине зачёта конструкторов и команд.
Это не тот игрок, которому требуется «спасательный круг», в отличие от соперников вроде Aprilia и КТМ — производителей, которые с 2015/2017 года пользуются регламентными послаблениями:
Это тонкий вопрос. Квартараро ведёт в чемпионате, за ним Виньялес и Морбиделли. И очевидно, у всех пилотов «Ямахи» со второго Гран-При начали кончаться моторы. Другим производителям нужно чётко объяснить, в чём причина проблемы. Тогда и примем решение.
По слухам из паддока, Honda точно официально попросит у Yamaha полного раскрытия фактов касаемо дефекта. Пока такой запрос никем не подавался, объяснил в пятницу технический директор MotoGP Дэнни Олдридж.
Вероятно, MSMA выдержит паузу, заставив «камертонов» понервничать. Тогда разрешение/запрет отложится до следующей недели — до ГП Штирии 23 августа.
Обосновывая «безопасный» аспект своей просьбы, Yamaha указала, что если двигатели не модифицировать, они могут сломаться прямо на треке. Одно из последствий — разбрызгивание масла.
Здесь спорить невозможно — скользкий от масла асфальт действительно превращается в злейшего врага любого, кто по нему едет. Уронить байк, или подлететь воздух из-за пробуксовки заднего колеса очень просто. Конкуренты не желают друг другу травм и ремонтов техники.
В то же время объяснения на словах слишком мало MSMA. Со стороны Yamaha может показаться, что соперники желают таким образом притормозить и Квартараро, и Виньялеса, и Морбиделли, и Росси, ведь вся четвёрка М1 за 3 гонки хотя бы по разу забиралась на подиум.
Со стороны MSMA обратная реакция. Похоже, союз производителей считает, Yamaha водит его за нос, если полагает, что для срыва пломб и вмешательства в двигатели достаточно заявить «это из соображений безопасности».
Одобрение можно получить только при полной прозрачности вопроса. Видимо, это означает чертежи и другие данные по дефектной детали, по месту её крепления, по аспектам изготовления, и т.д. И конечно, такой же набор информации по новой детали. В MSMA хотят удостовериться, что соперник не поставит вместо плохих деталей что-то посерьёзнее.
Чиабатти добавил:
В конце концов, вопрос касается ведущей команды чемпионата.
Что же делать Yamaha в худшем случае, когда впереди еще 11 гонок? Дожидаться естественной «смерти» оставшихся 17 моторов? В таком случае новые двигатели будут появляться на М1 только под условием штрафов. Каждый пилот с двигателем №6, 7 и т.д. должен будет начать гонку с пит-лейна с 5 секундной задержкой, либо сквозным проездом по ходу заезда.
Однако инженеры в Ивате не сдаются, сказал Speedweek директор Yamaha Motor Racing Лин Джарвис. Поиск вариантов продления жизни моторов продолжается:
Мы будем решать свои проблемы, и мы сильно заняты.
Дата: 15.08.20
Источник: speedweek.com