Бьяджи раскочегарил Voxan Wattman до 408 км/ч и поставил 11 электрорекордов FIM!

Знаменитый мотогонщик Макс Бьяджи только что вернул себе звание быстрейшего электроциклиста планеты. Во время скоростных заездов 30 октября — 1 ноября во Франции 49-летний Пират установил 11 мировых рекордов FIM для электробайков, из которых самый впечатляющий — 394,4 км/ч. Попытки производились на мотоцикле Voxan Wattman в 3 исполнениях: с полным, частичным и снятым обтекателем.

В гоночной биографии римлянина была похожая страница: 5 июня 1994 года на мотоцикле Fazi Egraf Макс со скоростью 164,198 км/ч на пару лет стал держателем абсолютного рекорда байков с электродвигателем.

В 2019-м на эту сверхамбициозную затею Бьяджи подбил его давнишний друг Гильдо Пастор — уроженец княжества Монако, миллиардер, владелец автокомпании Venturi и маленького  мотопроизводителя Voxan. Команда инженеров как раз взялась за конструирование рекордного мотоцикла на основе 200-сильного 350-килограммового электрокруизера Wattman, и Пастору требовался человек, который наберёт на нём охапку рекордов федерации FIM в год 20-летия Venturi Group.

Волна коронавируса потребовала внести правки в изначальный план. Бьяджи и команда Voxan лишилась всякой возможности отбыть в Боливию в этом июле, чтобы попасть на соляное озеро Уюни — границы были на замке. Вместо переноса затеи на следующй июль энтузиаст скорости из Монте-Карло решил форсировать события.

Новой площадкой для рекордов избрали взлётно-посадочную полосу аэродрома Шатору в центральной Франции. В июне и августе Бьяджи дважды репетировал там заезды на «Ваттмане». Инженеры занимались подгонкой эргономики и тонкой отладкой облегчённой до 300 кг машины — тем, что не смогли сделать весной из-за карантина.

Сначала команда Voxan намеревалась достичь не менее 330 км/ч, чтобы побить 329,085 км/ч японца Рюдзи Тсурута — это рекорд 2019-го для категории «Электрические мотоциклы, приводимые в движение одним колесом, контактирующим с землёй, с частичным обтекателем» на байке Mobitec EV-02A. После воодушевляющих предварительных тестов аппетиты выросли до 400 км/ч!

В итоге Бьяджи на 367-сильном электробайке с мотором Mercedes EQ (такой же Venturi использует в серии Formula E) обновил не только этот рекорд, но и 4 других, а так же установил 6 новых. 3,5-километровая полоса ВПП в Шатору была относительно короткой, однако достаточной. Погода так же была на стороне будущих рекордсменов: сухо и лишь слабый ветер.

Voxan привёз во Францию Wattman со съемным большим и крохотным оперением, чтобы ставить рекорды в 2 категориях для электробайков свыше 300 кг: с частичным и снятым обтекателем. С полным оперением проверялась максимально возможная динамика — эти показатели в рекордных не числились.

Замеры проводились на дистанции 1/4 мили, 1 километр и 1 миля. Принцип удостоверения рекордов следующий: избранное расстояние в течение не более 2 часов необходимо было проехать в обоих направлениях, итоговое число км/ч являлось средним арифметическим за обе попытки. Каждый замер проводился с 2 типов старта — либо из стоячего положения, либо с ходу.

Действо началось в пятницу 30 октября с «голого» Wattman. Бьяджи на байке без обтекателя совершил 2 проезда 1-мильной дистанции. В книгу рекордов FIM он вписал 349,38 км/ч, пиковая скорость составила 372 км/ч.

В субботу 31 октября Бьяджи переключился на Wattman с маленьким оперением в виде ветрового стекла. Его 366,94 км/ч на 1-мильной дистанции стали новой планкой для «Частично обтекаемых электрических мотоциклов более 300 кг». После 329 км/ч значение поднялось почти на 38 км/ч.

В течение 3-дневного визита в Шатору Бьяджи записал себе 11 электрорекордов, однако самый безумный туда не вошел. Во время одного выезда на полностью обтекаемом Wattman спутниковый GPS-спидометр показал 408 км/ч. Солидно для 49-летнего мотогонщика на пенсии!

Команда Voxan собирается дальше бить эти показатели, так как 3,5-километровая ВПП — не то же самое, что обширный солончак высохшего озера, где и ставится масса таких рекордов. Цель на следующие попытки — перейти рубеж 400 км/ч не абсолютной, а средней скорости.

11 электрорекордов Макса Бьяджи и Voxan Wattman:

  • 1/4 мили, старт с хода, частичный обтекатель: 394,446 км/ч (без предыдущего рекорда)
  • 1/4 мили, старт с хода, без обтекателя: 357,190 км/ч (без предыдущего рекорда)
  • 1/4 мили, старт с места, без обтекателя: 126,195 (без предыдущего рекорда)
  • 1/4 мили, старт с места, частичный обтекатель: 127,304 км/ч (ранее 87,157 км/ч)
  • 1 км, старт с хода, частичный обтекатель: 386,349 км/ч (ранее 329,319 км/ч)
  • 1 км, старт с места, без обтекателя: 185,562 км/ч (без предыдущего рекорда)
  • 1 км, старт с места, частичный обтекатель: 191,836 км/ч (ранее 122,476 км/ч)
  • 1 миля, старт с хода, частичный обтекатель: 366,94 км/ч (ранее 329 км/ч)
  • 1 миля, старт с хода, без обтекателя: 349,38 км/ч
  • 1 миля, старт с места, без обтекателя: 222,823 км/ч (без предыдущего рекорда)
  • 1 миля, старт с места, частичный обтекатель: 225,008 км/ч (без предыдущего рекорда)

Безусловным 2-колёсным наземным рекордом являются 605,697 км/ч — до такой скорости 25 сентября 2010 года разгонялся американец Рики Робинсон. В его мотоцикле Top 1 Ack Attack с полностью закрытым кокпитом стояла пара бензиновых 1,300-кубовых турбодвигателей от гипербайка Suzuki Hayabusa суммарной мощностью более 1 000 л.с. Рекорд поставлен на солончаке Бонневиль в США.

Макс Бьяджи:

Когда Гильдо Пастор связался со мной по поводу этого проекта, мне стало любопытно. Меня он сильно мотивировал, но в то же время была маленькая неопределённость. При этом скажу, сразу после первой встречи я живо осознал, что команды Гильдо, как и он сам, подталкивала неимоверная устремлённость и убеждённость.

Мне сказали: «На 4 колёсах мы приблизились к 600 км/ч, а сейчас хотим пофлиртовать с 400 км/ч на 2 колёсах. Нас ничто не остановит».

Я горжусь командой, и с восторгом возвращаю эти титулы обратно в Монако!

Бьяджи закончил мотогоночную карьеру в 2012 году как 2-кратный чемпион WSBK и 4-кратный чемпион GP250. В 2015-м вернулся на 4 гонки WSBK как тест-пилот Aprilia, выбил 3 место в Малайзии. Пират продолжает быть частью пейзажа MotoGP как совладелец команды Sterligarda Max Racing Team в Мото3 и посол Aprilia.