Новый вождь Suzuki — Ньето, Чиабатти, Суппо?


7 января Давиде Бривио официально помахал ручкой Suzuki Ecstar, чтобы сменить 2-колёсный гоночный мир на 4-колёсный. Высококлассного 57-летнего управленца, отдавшего 30 лет чемпионатам MotoGP (2001 — 2020) и WSBK (1990 — 2000), переманила франко-британская команда Alpine из Формулы-1 (новая «ширма» Renault F1).

Давиде настолько резко поставил точку в 8-летней истории Suzuki, что глава гранприйного проекта Шиничи Сахара «был в шоке», и признался в пресс-релизе, что у него «словно отняли часть меня». Первый слух о неожиданном манёвре просочился в СМИ всего за день до официального подтверждения.

С другой стороны, бывший управкомандой чувствовал, что этот момент — тот самый. Бривио 4 раза был чемпионом MotoGP с Валентино Росси как управкомандой Yamaha, а 15 ноября в Валенсии-2 стал им в 5 раз, когда Жоан Мир на Suzuki GSX-RR назначил себя новым хозяином MotoGP.

Человек, приложивший руку к укреплению легенды Росси в MotoGP (в том числе как деловой советник зарождавшейся сувенирной империи VR46 в 2011 — 2012 годах), переходит в чужой чемпионат в возрасте, когда мотивация жить большую часть года вдали от дома еще сильна.

Новый председатель концерна Renault Лука де Мео давнему знакомому (их свела спонсорская работа FIAT/Yamaha 2007 — 2010 годов) предложил увлекательный вызов — взять шефство над дважды чемпионом Фернандо Алонсо, и его молодым коллегом Эстебаном Оконом. Сезон 2020 Renault закончила 5-й позади Mercedes, Red Bull Honda, McLaren и Racing Point, понемногу она укрепляет позиции.

Бривио убыл в Формулу-1 ради такой же ответственной руководящей (пока его новая должность не названа) роли в Alpine/Renault, а ошарашенной Suzuki надо придумать, кем его заменить. По слухам, в обширном «списке покупок» Шиничи Сахары есть любопытные фамилии.

Во-первых, по данным испанского журнала Mundo Deportivo, выбор может пасть на испанца Пабло Ньето. Сын легендарного «12+1-кратного» чемпиона Анхеля (его не стало после ДТП в 2017-м) известен в паддоке Гран-При как спортивный шеф проекта Sky Racing Team VR46 с 2015 года.

В 2017-м Пабло выиграл Мото2 с Франко Морбиделли, через год сделал это с Франческо Баньяйя. В 2020 году, в последний сезон младшая Sky Racing VR46 выиграла командный чемпионат Moto3 с Селестино Вьетти и Андреа Миньо.

«Будоражит ли меня эта мысль? Само собой… Но это сложный вопрос», ответил Пабло журналисту Мануэлю Печино. В любом случае, гоночный директор VR46 в списке Suzuki.

Ньето действительно подходит на роль преемника Бривио. Обоих управленцев отличает простой, скромный, неконфликтный стиль работы. Кроме того, он попадёт в похожее окружение — Suzuki Ecstar, несмотря на инженерную базу в Японии, практически такая же итальянская команда, как VR46. Итальянец Бривио неспроста встал у её руля в 2013 году.

Не исключено, Ньето суждено стать даже более значимой фигурой в этой затее, чем может показаться на первый взгляд. Команда Росси вступает в MotoGP в 2021 году с Лукой Марини как половинка Esponsorama Avintia. Если VR46 к 2022-му не останется с Ducati, вероятно, на решетке появится спутник VR46 Suzuki.

С возвращения в MotoGP в 2015 году фабрика из Хамамацу так и не добавила в программу частную команду. Dorna настаивает, чтобы в 22-м вопрос был решен, когда вступит в силу новое торговое соглашение с командами. Заводов-одиночек Кармело Эспелета видеть не желает. Взамен они получают многомиллионые компенсации за аренду мотоциклов и логистику.

На мотоциклы Suzuki так же претендует Petronas SRT (ныне с Yamaha) и Gresini Racing (ныне с Aprilia), но VR46 может обогнать обоих, если проект Росси не попадёт под зонтик родной Yamaha.

Как новый директор Suzuki Ecstar Ньето точно смажет шестеренки механизма, который сведёт обе «его» команды — VR46 и Suzuki. Росси и Бривио поддерживают дружеские отношения и после формального расставания в 2013-м. Не успел ли бывший директор как следует «отрекламировать» Suzuki в разговорах о будущем VR46?

Учитывая пересечение интересов этих структур, VR46 могла бы уже сейчас отпустить Ньето к Suzuki. В этом случае испанцу придётся лихорадочно искать себе замену менее чем за 1,5 месяца до тестов MotoGP в Малайзии.

Лоренсо и Чиабатти

Редактор The Race Саймон Паттерсон так же вспомнил фигуру Паоло Чиабатти. По слухам, в 2020-м году спортдиректор Ducati уже осматривался в паддоке на предмет новой работы, и уход Бривио может стать этим шансом.

Возможно, у 63-летнего Чиабатти накопилось разочарование от факта, что за его 2013 — 2020 годы Ducati так и не покорила MotoGP (не считая свежего кубка конструкторов). Зато Suzuki — готовые чемпионы. В прошлом сезоне марка с Жоаном Миром впервые за 20 лет стала №1 в чемпионате, да и бронзовый призер Алекс Ринс сильно помог с командным кубком.

Так или иначе, Паоло есть, что предложить. Бывший руководитель проекта Ducati WSBK побеждал с такими грандами, как Карл Фогарти, Трой Бэйлисс, Нил Ходжсон и Джеймс Тоузленд, трижды с Андреа Довициозо он заканчивал вице-чемпионом MotoGP.

Ливио Суппо — еще один итальянец с опытом Ducati, который может приглянуться Suzuki. Суппо был чемпионом 2007 года с Кейси Стоунером как спортдиректор Ducati Corse, 2011 года с ним же как директор по связям Repsol Honda. В 2013 — 2014 и 2016 — 2017 годах Ливио опять забирался на вершину, на этот раз с Марком Маркесом как первый европейский директор Repsol Honda.

Разумеется, Суппо уже 3 года нет в MotoGP, его пенсия — быть послом итальянского производителя электровелосипедов Thok. Но в одном интервью 2020 года Ливио, отвечая на вопрос о гипотетическом возвращении в MotoGP (например, если в чемпионат решит возвратиться Kawasaki), упомянул Suzuki:

Когда я закончил в MotoGP, я сказал «никогда не говори никогда». К этому моменту у меня нет планов возвращаться, но двери всегда следует оставлять открытыми, потому что никогда не знаешь, что случится.

Был бы хорош опыт, как у Давиде Бривио, который сопровождает «Сузуки» в управленческом аспекте. Вот это хорошая идея. Пошлю Kawasaki резюме [улыбается].

Очевидно, бывший директор Ducati Team и Repsol Honda не вчера задумался о том, чтобы встать у руля Suzuki Ecstar. Его кандидатура выглядит вполне вероятной. Царствующая в Супербайке Kawasаki звонить не станет, но что если звонок будет от гранприйной Suzuki?

Правда, по управленческому стилю Суппо намного дальше от Бривио или Ньето. Будучи более жестким и требовательным человеком, не исключено, он может нарушить равновесие в команде. Тактичному Бривио удалось не допустить «бойни» между Миром и Ринсом, когда в конце сезона второй догонял в зачете первого. Это можно назвать успехом.

С другой стороны, как и Давиде, Ливио великолепно знаком с обоими темпераментами — более глубинным и медлительным японским, и резким, порывистым итальянским/испанским. Он может хорошо освоиться в итальянской команде с испанскими гонщиками и японскими инженерами.

Вилко Зиленберг

Помимо Ньето, Чиабатти и Суппо, есть и другие кандидаты вместо Бривио. И всё же в силу заключенных контрактов с текущими командами или занятостью в других сферах мотоциклизма они выглядят скорее теоретическими.

На посту управленца Suzuki в 2021 году мы вряд ли увидим Франческо Гвидотти из Pramac Racing или Вилко Зиленберга из Petronas SRT. То же можно сказать и о Луке Бривио (у сына Давиде есть опыт спонсорских связей в VR46, но не в качестве директора), и Витториано Гуарески (бывший тест-пилот Ducati — скорее техник).

Или может, это будет Кевин Шванц (чемпион Suzuki 1993 года) или Юкё Кагаяма (шеф марафонной команды Suzuki 8 Hours)? Недостатки у них те же — ни тот, ни другой не стояли у штурвала команды MotoGP.

Бривио подкинул тяжелую задачку Сахаре всего через 1,5 месяца после триумфа в MotoGP. К счастью для него, в чемпионате и рядом есть другие эффективные командные вожди.