К 2022 году Ducati «революционизирует» шасси Desmosedici

Баньяйя, Довициозо

Всего с 2 победами в Австрии-1 и Ле-Мане Ducati удалось недурно поживиться в сезоне 2020 — это подтверждает кубок конструкторов, вырванный в плотной битве у Yamaha, Suzuki, KTM (4 марки поместились в 21-очковый интервал).

Вместе с тем, коронавирусный чемпионат показал главному конструктору Луиджи Даллинья, что его Desmosedici GP — первый красный прототип бывшего директора Aprilia Racing выехал в 2015-м, — кое в чем устарел. Новый задний слик Michelin полностью порвал сочетаемость сверхмощного двигателя и шасси, которое и раньше не отличалось поворотной скоростью.

И лидер марки Андреа Довициозо, и остальные ездоки Desmosedici указывали, что из-за другой резины одна из сильнейших областей вдруг стала критической. «Дукатисти» не удавалось провоцировать занос заднего колеса на торможении ради заострения поворотного входа так, чтобы не рухнуть на бок. Для неизменившейся передней покрышки «стероидный» задок оказался не по зубам.

Из 14 побед 9 досталось Yamaha и Suzuki с рядными моторами — мотоциклам, более чувствительным к уровню держака боковин покрышек. Honda с мотором V4 проиграла все гонки (хотя это так же следствие выбывания Марка Маркеса с травмированной рукой), тогда как КТМ тоже с V4 трижды победил — впервые в MotoGP.

В 6 гонках пилоты Ducati вовсе не забрались на подиум, двойной этап на извилистом Моторленд Арагоне определённо стал самым бесцветным — Красной Армии не хватило обеих попыток, чтобы поспорить за приз (7 место Довициозо было улучшено Зарко лишь до 5-го).

Даллинья не позволил Desmosedici остаться без главного орудия — отличной максимальной скорости, — но «противоядия» для новых шин у него не нашлось. Вероятно, так будет и в 2021-м, пока действует регламент, заморозивший эволюцию двигателей у производителей без послаблений (все, кроме Aprilia).

Выходом из положения должны стать новые точки крепления мотора в раме — классический рецепт для перераспределения центра тяжести мотоцикла и улучшения поворачиваемости. К сожалению для Даллинья, ранее 2022-го это сделать не получится, ведь изменение блока двигателя еще сезон будет под запретом.

Хотя новый сезон не обещает лёгкой прогулки пилотам Ducati, кубок конструкторов вселяет в Капитана Джиджи уверенность, что заводчане Джек Миллер и Франческо Баньяйя побьются за личное чемпионство — последний раз так делал Довициозо в споре с Марком Маркесом в 2017-м.

Затем Desmosedici Даллинья ждёт первая глубокая модернизация с 2015 года — «революционное» шасси, как объяснил Мэту Оксли управкомандой Давиде Тардоцци. На эту тему обозреватель Motorsport Magazine порассуждал в последнем блоге:

Всем известно, поворотная динамика годами больше всего смущала Ducati. Что бы ни делали заводские инженеры, чтоб Desmosedici лучше и быстрее проходил повороты, это не работало, поэтому теперь у вождя-инженера Джиджи Даллинья на подходе совершенно новый мотоцикл.

Проблема только одна — новому шасси Desmosedici требуется двигатель с новым типом крепления. Обычно это не проблема, но в прошлом апреле MotoGP отреагировал на глобальную пандемию Covid, объявив о чрезвычайных правилах сокращения затрат, включая ограничение производителей на характеристики двигателей 2020 года в течение предстоящего сезона.

Очевидно, Ducati не станет раскрывать точных деталей своей новой конструкции, которая, как надеются инженеры, будет работать намного лучше с последним задним сликом Michelin. Все, что говорит менеджер заводской команды Давиде Тардоцци: «Наша главная революция будет в 2022-м, потому что мы сможем изменить то, что сейчас под замком — речь о том, как шасси соединяется с двигателем».

Скорее всего, редизайн-2022 предполагает работу над жесткостью, которая включает и шасси, и двигатель. Жесткость — критическая область технологии MotoGP, которая оказывает огромное влияние на характеристики поворачиваемости.

Например, конструирование правильной величины жесткости на изгиб в нужной точке шасси может помочь создать своего рода эффект саморуления в поворотах.

У Ducati гораздо меньше опыт работы с алюминиевыми лонжеронными шасси, чем у ее японских конкурентов, поэтому правда неудивительно, что компания все еще играет в догонялки. Ее текущий замысел шасси практически не поменялся за шесть сезонов, а частые обновления деталей были лишь незначительными вторжениями в поворотные трудности Desmosedici.

GP22 будет испытываться по ходу 2021-го, но до начала чемпионата мира 2022 его к гонкам не допустят (прим.: Ducati официально скинула суффикс модели Desmosedici GP / год, но так просто они не отделаются!).

Итак, что еще может сделать Ducati, чтобы повысить свои шансы на участие в чемпионате MotoGP 2021 после мрачного 2020 года?

Основная цель — лучше адаптировать нынешний замысел шасси под задний Michelin, который в прошлом году превратил байк из претендента на титул в «доезжалу». Это произошло из-за лишнего сцепления задней шины, из-за чего у некоторых мотоциклов тяговый баланс сдвинулся слишком далеко назад.

«Байки, которые были реально сильны на торможении, торможении задком и входе в повороты, такие как Ducati и Honda, больше страдают от сдвига в балансе держака, вызванного этой новой шиной», — сказал мне инженер соперников.

«Это потому что весь смысл их стиля езды — получение времени на торможении — теряется, потому что баланс держака сместился назад, поэтому в повороте задок всегда толкает передок. Это вызывает недоповорачиваемость в повороте, что заставляет гонщика слегка расширяться, поэтому ему приходится использовать больший угол наклона в течение более длительного времени, что вынуждает его откладывать применение дросселя, поэтому выход из поворота тоже откладывается».

На это Андреа Довициозо и жаловался на протяжении 2020-го: «С этой шиной нужно ездить под максимальным углом, поэтому большого держака нет, поэтому с открытием дросселя и приходится ждать», — сказал итальянец.

Довициозо ушел из Ducati в конце прошлого сезона после широко освещаемого разлада с Даллинья, и тем не менее рад дать совет Ducati и ее составу MotoGP 2021: Джеку Миллеру и Пекко Баньяйя в заводской команде, Жоанну Зарко и Хорхе Мартину в Pramac, и Луке Марини с Эния Бастианини в Esponsorama.

«Тут смесь из байка и гонщиков — всем им нужно адаптироваться к задней шине», — добавил Довициозо. «С самого начала с этой новой шиной стало ясно, что у нее более хваткое плечо, поэтому и потенциал выше, если уметь его правильно использовать».

Миллер был лучшим гонщиком Ducati с этой шиной в прошлом сезоне, используя свою более радикальную технику, набрав четыре подиума, поэтому австралиец похож на человека, который возглавит бросок Ducati в 2021 году.

Его больше всего беспокоит чувствительность мотоцикла к держаку — очевидно, механический держак также оказывает огромное влияние на поворачиваемость.

«На некоторых треках байк феноменален, но там, где нет фантастического держака, нам трудно», — сказал он. «Главное, что нужно улучшить — сделать мотоцикл постоянным в этих условиях. Мы перепробовали все — изменили геометрию и способ отдачи мощности задней шине, но мы до сих пор присматриваем способ нарастить механический держак».

«Нашим мальчикам придётся поработать над этим. Я загоняю мяч на их поле, чтобы в том отделе провели какой-нибудь мозговой штурм. Мы свою работу выполнили в плане понимания, что делает мотоцикл, и дали максимально лучшую обратку. Теперь мяч на их поле — пусть возьмут то, что мы рассказали, и превратят это в результаты».

Тардоцци подтверждает, что Ducati уже некоторое время работает над этим вопросом.

«Наши двигатели на этом и сфокусированы», — добавляет он. «Может, тут вопрос жесткости — в распределении жесткости иным способом от передка к задку, или может, от задка к передку. Дело не только в шасси!»

У нового товарища Миллера по команде Баньяйя, который в прошлом году показывал проблески великолепия, но слишком часто терпел аварии, другой приоритет.

«Хорошо бы получить что-нибудь такое, что поможет прогревать переднюю шину. Что-нибудь такое, что улучшило бы мою связь с первого круга», — сказал бывший чемпион Moto2.

Однако Баньяйя знает, от него это тоже зависит. Он изучал данные Миллера и взял на заметку мгновенную скорость австралийца, поэтому ему нужно адаптировать технику, чтобы поживее нагревать переднюю шину, не разбившись после попытки.

Тардоцци надеется, Ducati сможет сделать несколько промежуточных шагов в направлении характеристик GP22 с еще одним обновленным шасси для сезона 2021, и он уверен, что Даллинья в долгосрочной перспективе полностью исправит проблемную поворачиваемость.

«Джиджи действительно сосредоточен», — говорит бывший победитель гонок мирового Супербайка. «Он из тех парней, которые не позволят своему байку, своей команде, своей фабрике долго проигрывать гонки. Прошлый год стал небольшой катастрофой, потому что мы ни разу не конкурировали совсем уж по-настоящему, и зная, что Джиджи не позволит нам в будущем попасть в такое положение, я действительно уверен, что он с нашими инженерами найдет способ».