Откровения Маркеса о последствиях худшей травмы в жизни

Для Марка Маркеса презентация Repsol Honda 22 февраля стала первой возможностью по-настоящему изложить публике ход мучительного лечения. За 5 недель до разгона сезона в Катаре и через 7 месяцев после увечья в Хересе 28-летний каталонец более-менее понимает, что происходит с правой плечевой костью. Месяцы сомнений, переживаний и странных ощущений в руке позади, началась настоящая реабилитация.

Самый мрачный период в жизни Марка начался с аварии на открытии сезона 19 июля. После «экскурсии» по гравийной ловушке 4 поворота Хереса ведущий заезд пилот откатился на 16 место, но позже чуть не отобрал у Маверика Виньялеса 2-е, прошив почти весь пелотон.

Допустив новую ошибку почти в том же месте, где и предыдущую — теперь с дросселем, а не тормозами, — чемпион Repsol Honda был сброшен своим байком на асфальт, получил удар от него же прямо в правую руку.

Начало чемпионата стало для #93 и концом. Его преждевременное возвращение в Херес-2 уже не играло роли — Марк протянул лишь утро субботы, обессилев и спровоцировав воспаление в руке, оперированной 4 дня назад. Далее в сезоне его подменял тест-пилот Штефан Брадль, пока мытарства каталонца растягивались противоречивыми рекомендациями разных врачей.

Презентация: М. Маркес и П. Эспаргаро сколотили новую банду Repsol Honda

На презентации 6-кратный чемпион MotoGP рассказал, что его кампания-2021 уже начинает портиться. Он пропустит предсезонные тесты в Катаре в начала марта, и еще не знает, когда состоится возвращение в седло #93 RC213V. В видео-конференции Муравей объяснил журналистам, теперь каждая следующая гонка будет оцениваться с точки зрения возвращения:

Само собой, сейчас не имею понятия, когда вернусь, но я всегда стараюсь быть оптимистом и ставить другую цель. Я нацеливался постараться попасть на катарский тест, но меня там не будет.

Но на той неделе у меня медосмотр у врача, и моя следующая цель — постараться попасть на гонку в Катаре, если возможно. Если невозможно, постараюсь попасть на Катар-2. Если и это невозможно, постараюсь к Портиману.

Реабилитация Маркеса попала в нужную колею только 12 февраля. Посетив своего хирурга Самуэля Антунью в Мадриде, он услышал ободряющий прогноз. Через 10 недель после операции на руке №3 (замена пластины, пересадка на отломки костного трансплантанта с «фасада» тазобедренного сустава) стало видно, что псевдоартроз ушел, части кости начали соединиться в одно целое.

Это значит, к моменту презентации Repsol Honda у Марка было всего 10 дней более-менее активной домашней физиотерапии, в том числе работы с гантелями правой рукой. До восстановления гоночной формы, которая требуется на 280-сильной торпеде MotoGP, еще далеко:

Во-первых, самое важное на медосмотре у врача — убедиться, что срастание кости идёт хорошо, и когда он скажет, что она закрепилась, я продолжу реабилитацию.

Хотя на это уйдёт время. Я уже работаю, но не агрессивно. Когда со срастанием кости будет ОК и она хорошо закрепится, тогда постараюсь хорошенько поработать, чтобы восстановить мышцы — так, чтобы хорошо ездить на байке. Это тоже важно, потому что есть мышцы, над которыми я с июля не работал, а в плече тем более.

Когда будет ощущение, что кость в порядке и мышцы подходят для вождения байка MotoGP, я поеду.

Перелом правой плечевой кости и операция №1 сами по себе вряд ли лишали Марка шанса сохранить корону MotoGP. Но положение мгновенно ухудшилось: 19 июля травма в Хересе-1, 21 июля операция у доктора Ксавье Мира в Барселоне, 25 июля короткая попытка откатать Херес-2, 3 августа операция №2 у Мира из-за повреждения крепления титановой пластины.

Положение пилота Honda из тревожного со временем превратилось в просто неопределённое. Как покажет операция №3 в Мадриде, кость и не думала срастаться — на месте ожидаемого образования костной мозоли наблюдался псевдоартроз, и вдобавок, обнаружилось бактериальное заражение.

Даже после очередного вмешательства в руку, замены пластины и вживления костного транспантанта #93 снова стал играть в ожидание. Потребовалось несколько недель принимать антибиотики, чтобы разобраться с непонятно как образовавшейся инфекцией.

Та декабрьская операция определённо должна была пройти раньше, однако большинство врачей, к которым обращался Марк (доверие к доктору Миру уже подорвалось), отговаривали его:

Было тяжко и трудно и психологически, и физически. Было трудно где-то в сентябре-октябре, потому что в ту пору рука каждую неделю ощущалась точно так же. Хуже не становилось, но и улучшений не было. Такое ощущение, внутри что-то сдвигалось.

Я прошел много разных осмотров, мы старались найти заражение, но все анализы каждый раз были отрицательными. Было как-то не по себе, но врачи говорили, я должен ждать. Я ждал, но вообще без улучшений, и те 2 месяца были очень трудными. Но после 3 операции было трудно, потому что те 10 дней в больнице были не лучшими, но затем стал ощущать какие-то шаги.

Я всегда старался быть оптимистом, я ни разу не думал, что не смогу снова гонять. Я просто думал, когда следующая гонка, когда следующие тесты.

Физиотерапевт Гарсия: Марку надо руку спасать, а не чемпионат

Гонщик заплатил большую цену, дабы убедиться, что садиться на байк MotoGP с полностью сломанной плечевой костью — очень-очень скверная идея. Отломки, скрепляемые лишь тонкой титановой пластиной без костной мозоли, и тряска, нагрузки, вибрации мотоцикла — это сочетание несочетаемого.

Каталонец признаёт, что зря проигнорировал тяжесть положения. С другой стороны, в его окружении не возражали против идеи вернуться в Херес. Тогда казалось, этот ход окупится ценными очками, и поможет Марку взять 7 титул MotoGP:

Из 2020-го я не очень много положительного извлёк, но кое-какие вещи усвоил. И само собой, одна из них — мы пошли на большой риск и постарались как можно скорее вернуться, но не это самое важное. Мы допустили ошибку, вернувшись в Херес, и надо с этим смириться.

Само собой, это последствие многих вещей, но всё-таки последнее решение было за мной, и было ощущение, я способен на это. Эта ситуация стала уроком на будущее, и мне повезло, что сейчас всё идёт хорошо.

Это единственное, чему меня научил тот год, потому что в остальном была просто сплошная рулетка. В личном плане я тоже получил дополнительный опыт. Иногда лучше получить 2-3 мнения, спокойно сесть и всё взвесить, тем более когда мнений больше. Что-нибудь из этого пригодится в будущем, хотя я надеюсь, что нет.

Не знаю, будут ли те же ощущения, если опять покалечусь… Хотя само собой, на треке я пойду на риск.