MSMA обсудит «наглость» Брадля между этапами в Катаре

Пробел в спортивном регламенте MotoGP позволяет испытателю Штефану Брадлю сидеть на двух стульях — для Honda он и тест-пилот, и гонщик. Часть союза производителей MSMA хочет положить конец этому недоразумению, ведь постоянно выставлять испытателей на гонки может только фабрика с послаблениями. В отличие от Aprilia, Honda к таким не относится, как KTM, Suzuki, Ducati, Yamaha.

Нарушителя спокойствия собираются обсуждать между ГП Катара 28 марта и ГП Дохи 4 апреля, пишет портал moto.it. Впрочем, не самого Брадля. Как говорится, ничего личного — соперники Honda просто хотят запретить тест-пилотам гонять на замене более 3 — 4 раз в год. Такую мысль в феврале озвучивал директор KTM Motorsport Пит Байер:

В прошлом году «Хонда» точно получила преимущество благодаря тест-пилоту Брадлю. HRC — чемпионская команда, а возможностей тестироваться у неё как у команды с послаблениями. Это было нечестно по отношению к другим производителям. Вот почему мы обсуждаем, чтобы в будущем тест-пилот мог вступать как пилот на замене максимум 3-4 раза за год.

Баварец в 2020 году подменял в Repsol Honda покалеченного Марка Маркеса на 11 этапах из 14, в это межсезонье здорово обгоняет по накату всех пилотов MotoGP. В декабре, январе и феврале чемпион Мото2 2011 то и дело наведывался в Херес на частные тесты, и со своей бригадой (точнее, бригадой Маркеса) уже давно работает над прототипом RC213V для этого сезона.

Открытый доступ Штефана и к частным, и официальным тестам вдобавок к гонкам даёт Honda неприлично высокий километраж на фоне регламента, который в последние годы всё сильнее ограничивал эту возможность для «больших» заводов.

То ли тестер, то ли гонщик: КТМ раздражает активность Брадля/Honda

То, что Штефан в прекрасной форме, показали и тесты в Катаре 5 — 7 марта. Хотя за 5 сезонов MotoGP он только раз был на поул-позиции и подиуме (оба достижения на Лагуна Секе 2013), сейчас он наверняка быстр и трудолюбив, как никогда.

Тестер Honda стал лидером проверочного теста в пятницу, 2-м в субботу и 5-м. Баварец занимался самой ответственной работой — сравнением шасси-2020 с частично углеволоконной версией-2021, — и при этом не дал себя «обогнать» Алексу Маркесу, Такааки Накагами, и дебютанту Honda Полю Эспаргаро.

Когда в субботу началась официальная часть тестов для гонщиков, они впервые вернулись на прототипы с ГП Португалии в ноябре. Но Брадль с тех пор практически не останавливался, хотя многие визиты в Херес портились дождями и зимними ветрами. Если Honda заявит его на первые гонки, пока (и если) будет отсутствовать Маркес, это будет выглядеть нечестным преимуществом по мнению части MSMA.

Формально обвинить Honda не в чем: любая фабрика MotoGP может заявлять тест-пилота на гонки, пока её пилот поправляет здоровье, или к примеру уволен (как КТМ и Жоанн Зарко в 2019-м). Это не имеет отношения к разрешениям на гостевые шальные карты, где производителям без скидок положено до 3 выступлений на сезон, со скидками — до 6.

Но Пит Байер, недовольный больше всех, указал на другое. Случай Маркеса оказался уникальным для MotoGP: гонщик, который продолжает карьеру, ни разу не выбывал на столь долгий срок. Муравей не гоняет с 19 июля в Хересе, где после падения получил полный перелом правой плечевой кости.

После первого катарского теста Honda внесла своего чемпиона в заявочный список ГП Катара из 22 пилотов. Скорее формально: Марк еще не получил добро от своего хирурга Самуэля Антуньи, а если получит, это будет относиться не к общей форме, а к срастанию кости. Пока он занят домашней физиотерапией/физкультурой в Сервере.

У пилота #93 будет пара недель, чтобы окунуться в режим жестких тренировок и привести мышцы правой руки/плеча в гоночную форму (хотя этот прогресс за последний месяц и так ускорился). Затем каталонец планирует потренироваться на мини-байке, потом на супербайке CBR1000R-RR, и тогда поймет, готов к ли пыткам на RC213V.

Более предпочтительным для возвращения Маркеса, скорее всего, выглядит ГП Португалии 18 апреля, или ГП Испании 2 мая. По этой причине его фамилия в заявочном списке не играет роли. По регламенту Honda в Катаре может заменить его на Брадля даже в субботу, но не позже 2 часов до квалификации.

М. Маркес почти вернулся в седло, хочет в MotoGP «как можно скорее»

Поэтому члены MSMA подождут и посмотрят, что будет с баварцем на открытии сезона. Хотя даже его неучастие вряд ли удержит организацию от предложения изменить регламент в этой части. КТМ придерживается чёткой позиции, которую разделяет Yamaha. По крайней мере, на презентации Petronas SRT спортдиректор Йохен Штигефельт обмолвился: «Сомневаюсь, что это правильно, что он и тест-пилот, и пилот».

В то же время предложение КТМ, если оно будет официально выдвинуто, могут и зарубить. Пока известно только про 1 голос «за» (Байер) и 1 «скорее всего» (Штигефельт), тогда как Ducati, Suzuki, Aprilia и разумеется Honda могут выступить против.

Как рассказали порталу moto.it собеседники этих марок, не всем хочется трогать довольно деликатную тему. Ведь если Брадль в 2021 году откатает 3-4 этапа, а Маркес так и не вернётся, что тогда? Honda останется на весь сезон с Полем Эспаргаро, однако так тоже нельзя: регламент запрещает командам выступать с 1 пилотом более чем на 1 Гран-При. Второго Брадля у Honda нет, как и второго Маркеса. Кем вместо них дополниь состав?

Потенциальное новое правило может поставить производителя в слишком неловкое положение. Та же участь может постигнуть любого другого, у которого пилот угодит в тот же кошмар, что и Муравей. По этой причине встреча MSMA между Катарами может закончиться для КТМ с нежелателньным результатом.