Байер: Педроса тестировал-тестировал, и внезапно захотел гонять

Покидая MotoGP в Валенсии-2018 в официальном статусе Легенды, Дани Педроса обещал себе больше не гонять в родном чемпионате. Каталонец отдал ему 18 лет жизни, выиграл категорию GP125, дважды GP250, трижды заканчивал MotoGP вице-чемпионом, и с него было довольно. Наступила пора пожить для самого себя, а не дышать мотогонками 24 часа в сутки.

Перематывая на 2,5 сезона вперёд, мы видим другого Педросу. Он уходил уставшим гонщиком Repsol Honda после 13 сезонов за эту команду, и возвращается на трек гонщиком-тестером КТМ с перезаряженными батарейками. Грядущий ГП Штирии будет первым появлением Дани в MotoGP почти за 1000 дней.

Заступив на должность испытателя RC16 в декабре 2018-го, пилот #26 ни разу не соблазнился ни шальной картой, ни гонкой на замене, несмотря на возможности. К примеру, когда Жоанн Зарко досрочно покинул заводскую команду в 2019-м, или когда Икер Лекуона досрочно завершил сезон 2020 в Tech 3 из-за положительного теста своего брата на коронавирус.

Директор KTM Motorsport Пит Байер и сам не понял, как его звёздный тест-пилот заново разжег страсть к MotoGP. Но плоды трудов дали о себе знать: когда дебютант прошлого сезона Брэд Биндер добыл КТМ дебютную победу в Чехии, а Мигель Оливейра добавил еще в Австрии-2 и Португалии, стало ясно — RC16 превращается в истинно заточенное орудие, как и хотел Самурай.

Бывший германский кроссмен вспомнил для Motorsport, как настроение Педросы изменилось за последние 12 месяцев:

Мы это еще в том году обсуждали, и мы спросили, может ли он представить себе шальную карту. Его «нет» было не таким однозначным, как 3 года назад. Мотоцикл становился всё сильнее и сильнее. Так что со временем стало скорее «да», чем «нет».

По сути, он больше не хотел гонять. Он хотел снять с себя напряжение, потому и остановился. Когда он подписал с нами договор тест-пилота, с самого начала было ясно, что никаких гонок он не хочет. Нам-то было всё равно, потому что мы искали не мотогонщика, а испытателя.

По ходу тестов мы заметили, что чем лучше становился байк, тем больше он говорил о гонках. Он всегда работал над байком предстоящего сезона. И тут он говорит, хотел бы снова погонять, раз байк ему подходит. К тому же гонка — это наш самый чрезвычайный тест.

Не раз было доказано, что Дани с инженерами установил очень хорошее взаимодействие по тому, как следует разрабатывать мотоцикл. Мы не разрабатываем мотоцикл для Дани Педросы. Его работа — разработать мотоцикл для молодых гонщиков. Он думает и анализирует манеру вождения. Для нас Дани — невероятно качественный тест-пилот, потому что он не думает постоянно о своём времени круга.

По пути у него случилось какое-то воодушевление, он вдруг ощутил себя гонщиком. На мой взгляд, это огромный комплимент и команде, и мотоциклу. Дани чует, что готов. Мотоцикл конкурентен. Для нас гонка — всегда лучший способ посравнивать.

Майк Ляйтнер, управкомандой Red Bull KTM и шеф-механик Педросы в Repsol Honda в 2006 — 2014 годах, подчёркивает, что шальная карта в Австрии задумана не ради финишного результата. Самое важное — оценить в бою, действительно ли RC16 так воодушевляет, как на тестах. И набросать еще несколько заметок с прицелом на 2022 год:

Если вы так долго не участвовали в гонках, не стоит верить, что сразу окажетесь на вершине. Но это здорово для проекта, потому что за уик-энд на треке он может проанализировать другие байки, он может сравнить силы, слабости, состояние шин, прогресс.

Он точно не захочет доказывать, кто он такой — этого на 100% не будет, да и нет такой цели. Он завершил карьеру. Самоотдача — вот часть тест-программы. Он будет стараться проезжать быстрые круги, это ясно, но он не будет рисковать головой и шеей.

Когда КТМ заявил об участии Педросы на ГП Штирии, пресс-релиз расплывчато упомянул о его мотоцикле — некоем «развиваемом» RC16, который частично отличается от четвёрки байков текущего сезона.

В интервью Motorsport Байер пояснил, что Дани поедет на черновой версии следующего RC16. Конфигурация опытного мотоцикла испытывается не ради того, чтобы подтянуть форму байка-2021.

Любопытно, что и текущий RC16 отличается от того, что задумывал КТМ на старте сезона. Австрийский байк провалил начало из-за несоответствия характера шасси и обновлённой линейки передних Michelin. Пилоты были не в состоянии добывать время на тяжелом торможении, хотя Биндеру удавалось выкручиваться из положения и подбодрить команду 5 местом в Португалии.

С внедрением шасси 2021.2 на ГП Италии всё изменилось. Оливейра вернул КТМ на подиумом со 2 местом, выиграл следующий ГП Каталонии, и снова был 2-м в Германии. Пакет обновлений, уже одобренных Педросой, но запланированных на 2 часть сезона, спас положение:

Мы внесли некоторые улучшения. Это не совсем другой байк, но он отличается от нынешнего во всех деталях. С этим пакетом мы хотим участвовать в гонках в следующем году.

На нынешнем уровне невозможно переизобрести колесо. В Муджелло у нас были большие ожидания [когда дебютировало эволюционное шасси]. Если бы этот сезон открылся иначе, его мотоцикл сильно отличался бы от нынешних гоночных машин.

Но к Муджелло мы очень жестко подгоняли [программу развития] и использовали многие детали, которые были запланированы на конец сезона. Вот почему разница не так велика.

Так как КТМ остался без регламетных послаблений после прошлогодних успехов, завод не может модернизировать двигатель, как это продолжает делать Aprilia. По этой причине байк Педросы отличается от текущего в области шасси, но не по силовому агрегату, говорит Ляйтнер:

Это на 85% тот же мотоцикл, который используют Мигель [Оливейра], Брэд [Биндер], Петруччи и Лекуона.

Мы изменили несколько мелочей на мотоцикле Дани. В шасси произошли небольшие изменения. Мы пробуем несколько новых функций в элементах подвески. Есть мелкие детали, которые не выделяются. Важно выявить различия на гоночной дистанции. Двигатель почти такой же.

Педроса хочет включить «гоночный чип» после 2,5 лет без MotoGP

В премьер-категории Дани провел 236 стартов, 112 закончились подиумом, а 31 — победой. Но каталонец ни разу не уходил в гонку на мотоцикле с холшоткой. В конце 2018-го такое устройство занижения задней подвески только-только появилось на Ducati Джека Миллера. Одни их соперники задержались до 2019-го, другие — до 2020-го.

Сейчас RC16 оснащен всем необходимым — не только холшоткой, но и регулятором подвески, благодаря чему пилот может занижать центр тяжести на каждом прямике. Один из экзаменов, который придется сдать Педросе — показать быструю езду на «танцующем» байке, добавляет его бывший шеф-мех:

Устройство старта — вот это ему в новинку, в своё время он им не пользовался. В этой области он наберется опыта. На тренировочных заездах это поможет увидеть, что он делал хорошо, а что нет. У нас нет абсолютно никаких ожиданий. Мы ему просто посоветовали насладиться уик-эндом.

После ГП Штирии публика сможет увидеть Педросу на Гран-При еще раз, но это не точно. Заявит ли КТМ его на этап в Мизано 19 сентября, зависит только от #26, уверяет Байер. Ключом к следующей шальной карте должно стать это воскресенье, и то, насколько Дани удовлетворится первым выступлением за 2,5 года:

Если Дани скажет себе, что ему больше не нужен риск в первом повороте, и что он не хочет гонять в Мизано, то для нас это вовсе не проблма. Если он скажет, что отлично повеселился в Шпильберге и что он также хочет поездить в Мизано, тогда мы тоже будем счастливы.