Официально: Energica свернёт проект MotoE после сезона 2022

Электрический кубок FIM Enel MotoE на грани больших перемен. Итальянский производитель электробайков Energica (из Модены) не собирается продлевать договор с Dorna Sports после его завершения в 2022 году.

Energica является монопоставщиком мотоциклов MotoE с основания серии в 2019 году. С тех пор специально созданный гоночный Ego Corsa (260 кг, 163 л.с., ограниченная максимальная скорость 270 км/ч) с трубчатой рамой преодолел 3 сезона и 20 Гран-При на европейских кольцах MotoGP. Маттео Феррари стал первым чемпионом MotoE, Жорди Торрес выиграл следующие 2 короны.

В пресс-релизе Dorna не называются причины остановки сотрудничества, как и самое любопытное — кто станет преемником «Энерджики» и поставит на решетку 18 новых гоночных электробайков.

Не исключено, таково решение новых хозяев, не заинтересованных в состязаниях. В марте итальянцы заключили сделку на 11 миллионов евро, продав 20% маленького, но развивающегося бизнеса (в 2020-м продажи байков удвоились) американским инвесторам Ideanomics Capital. Стороны обговаривают возможность увеличить долю до 70%.

Как бы ни было, Energica покидает MotoE как производитель, с которого и начался эксперимент FIM по «электрификации» MotoGP. Хотя он не затронул бензиновые категории MotoGP, Moto2 и Moto3, вместе с итальянскими энергетиками Enel чемпионат для каждого этапа MotoE сооружал отдельный инфраструктурный паддок с солнечными панелями, тележками-зарядниками, и прочим, следуя трендам зелёной неископаемой энергетики.

Гендиректор Energica Ливиа Севолини объяснила на пресс-конференции, что компанию ждут некие «новые вызовы»:

Мы уверены, наша инициатива и наши усилия вызвали большой интерес у крупных производителей, чтоб пойти по пути, который мы начали десять лет назад. Как пионеры в области 2-колёсной электромобильности,, мы открыли совершенно новый уровень экологичных и захватывающих мотогонок. Теперь мы стремимся испытать себя в новых вызовах.

«Идеаномика» нам очень помогла, сегодня мы являемся плацдармом американского партнера, присоединившегося в марте, и по согласованию с ними в сентябре мы подали заявку на поглощение: «Идеаномика» может дойти до 70 процентов.

Некоторые технологии Energica вроде зарядных устройств могут утечь в мир электромобилей, чего похоже и желает Ideanomics. Но полностью переключаться в соседний сектор мобильности компания не планирует, говорит Севолини:

Мы растем, нас было 50, сейчас 100. Мир электромобилей возглавляют производители автомобилей: когда заказчик, благодаря многочисленным предложениям, поймет, что технология готова, доступна и надежна, продажи вырастут и у нас. Могу сказать, мы передадим наши новшества другим автомобилям, но не автомобильному миру.

Dorna не планирует превращать MotoE в битву производителей, поэтому кубок после 2022 года наверняка останется одномарочным. Побочная сторона такого затратно-сокращающего расхода — медленное развитие технологий.

К примеру, лишь в этом сезоне на ГП Каталонии Ego Corsa разогналась до 260,3 км/ч на километровом стартовом прямике. Спустя 3 года после запуска серии этот довольно тяжелый (минимальный вес на 103 кг превышает MotoGP из-за батареи) электробайк ни разу не доходил до ограничителя в 270 км/ч, а времена круга соответствуют «мопедам» Мото3 или даже медленнее.

Севолини же хочет увидеть, как MotoE превратится в полноценную арену для нескольких производителей:

Это была бы моя мечта, и через несколько лет это тоже станет возможным. Я бы сказала, что в перспективе нам это нужно — нам нужна настоящая конкуренция со многими производителями, потому что это эти вызовы позволяют нам совершенствоваться и расти.

По сведениям итальянского портала e-paddock.it, вместо Energica придёт более крупный игрок с ресурсами другого уровня. Американская American Zero Motorcycle едва ли потянет такие обязательства, как и Triumph — британский монопоставщик моторов Мото2, который готовит к выходу свой первый электробайк TE-1. Проект «Триумфа» вряд ли будет готов к 2023 году, да еще в гоночном исполнении.

Более правдопободным выглядит участие в MotoE одного из 6 заводов MotoGP. Нынешние игроки занимаются тематикой электричества на 2 колесах (вроде электровелосипедов Ducati MIG-S и электроскутеров Yamaha, Honda, Suzuki), но никто из них не заходил настолько далеко, как Energica.

Кажется, ближе всех к гоночному электробайку КТМ, серийно выпускающий эндуро Freeride E-XC с электромотором на 18 кВ. С другой стороны, Ego Corsa развивает 120 кВ, и является трековым мотоциклом, а не внедорожником.

Никто в MotoGP не готов равноценно заменить «Энеджику» и спасти MotoE, несмотря на интерес к электротехнологиям. Однако «Дорне» вне MotoGP тоже будет трудно найти партнера незаводского масштаба, учитывая, что в будущем электрокубок начнет посещать неевропейские кольца, и в чём-то подоражает.