Доказал ли проступок Д. Биндера необходимость суперправ в MotoGP?

В воскресенье ездок Petronas Sprinta Racing Даррен Биндер не первый раз получил наказание Гоночной дирекции за неуважительное и безответственное вождение. Но на ГП Альгарве впервые за его 7 сезонов Мото3 дело дошло до дисквалификации.

Предпоследняя гонка сезона обещала оттянуть то, что было практически неизбежно — коронацию Педро Акосты, 17-летнего «акулёнка» из Махаррона, выигравшего Мото3 с первой попытки. Не сходящий с подиума Деннис Фоджиа боролся за то, чтобы в Портимане подрезать его 21-очковое преимущество, и перенести кульминацию на неделю вперед, до ГП Валенсии.

Вмешательство Биндера на последнем круге относительно тихого заезда Мото3 разрушило план итальянца. В крутом правом 3 повороте Акоста нырнул под Фоджию и завладел ведущей позицией, после чего Фоджиа получил удар сзади от Биндера, упал, и заодно прихватил на обочину Серхио Гарсию — гонщика с 3 позицией зачета.

Южноафриканец перетормозил и наскочил на итальянца, когда тот приподнял байк, уворачиваясь от Акосты. Так или иначе, он спровоцировал сход 2 призеров сезона, и сам остался без 4 места и какого-либо еще — так Дирекция наказала его за безответственное вождение.

Даррэн отправился в гараж Leopard, чтобы принести извинения сопернику, но только спровоцировал новую волну ярости, и был бувально выпровожен за порог. Бельгийская команда объяснила, что проступок «выкинул всю проделанную за год работу», а Фоджиа был «поражен, что после такого Биндера берут в MotoGP».

Фоджиа: Поражает, что после такого Биндера берут в MotoGP

Инцидент Мото3 стал одной из множества иллюстраций, насколько младшая категория агрессивнее и безрассуднее MotoGP. Но как можно это изменить? Каков минимально-рассудительный возраст для Гран-При? Этот вопрос не находит единодушия у ездоков премьер-категории — гонщиков с более громким голосом в паддоке.

Рьяный поборник высоких стандартов безопасности Алейш Эспаргаро вечером воскресенья пытался сглаживать углы, комментируя стиль Даррэна. По мнению гонщика Aprilia, из-за таких случаев в MotoGP требуется институт суперправ, как в авточемпионатах федерации FIA:

У «даррэнбиндеровщины» и названия-то нет. Опять же, не знаю, что сказать, это неимоверно. Есть агрессивные ездоки, которые изменились, вроде Фенати и Зарко — тот был одним из самых грязных в категории, но с инцидента в Австрии [в 2020-м с Морбиделли] он теперь агрессивен, но ничего серьёзного не делает. У Даррена это раз за разом. Теперь подождем реакции Гоночной дирекции.

Суперправа FIA — это квалификационная система с начислением баллов для водителей из разных спорткатегорий, по которой они могут отобраться в Формулу-1. Она учитывает их чемпионатные позиции в сериях вроде Formula 2, World Endurance Championship, IndyCar и так далее. Без необходимых баллов команды Ф-1 не имеют права подписывать новичков.

Что до MotoGP, в него можно попасть из мирового или национального Супербайка (как делали Кэл Крачлоу, Данило Петруччи и Франко Морбиделли), даже из Мото3 мимо Мото2. Джек Миллер совершил такой скачок в 2015-м, в следующем году это сделает и Биндер. Разлану Разали придется взять его в RNF MotoGP, так как проекты Мото3 и Мото2 ликвидируются без поддержки Petronas:

Нужно, чтобы MotoGP стал труднее для попадания. С каждом разом мотоциклы всё ровнее, мы всё ближе друг к другу [повышая риски]. Категорию следует защищать. Не мне определять правила, но надо поразмышлять над тем, что делать.

Что думает MotoGP о совершеннолетней “отсечке” пилотов Мото3

Призеры португальского заезда MotoGP Франческо Баньяйя, Жоан Мир и Миллер на пресс-конференции долго дискутировали о том, как оградить (стоит ли) премьер-класс от агрессоров вроде Даррэна.

Баньяйя является одним из горячих сторонников введения суперправ от федерации FIM. Тот факт, что южноафриканец выиграл всего 1 гонку за 7 лет, не говоря о его сомнительной «таранной» манере на треке, говорит о неготовности к MotoGP:

Я думаю, как в автомобильном чемпионате, нам нужны суперправа. Только если ты хорошо проводишь свой чемпионат, можешь выдвигаться на уровень выше.

То, что мы сегодня увидели, думаю, это нормально, потому что мы много таких аварий видели с ним. Я знаю, неправильно так говорить про другого ездока, но этот ездок в следующем году будет с нами, а MotoGP быстрее, и надеюсь, такого происходить не будет.

Эния Бастианини тем же вечером поддержал опасения коллеги по Ducati. Биндер может стать угрозой для пелотона, когда запрыгнет на 280-сильный MotoGP после своего 55-сильного «мопеда» Мото3:

Реально дурацкая ошибка, тем более раз пилот, которого ты хочешь обогнать — а он конечно же хотел обогнать двух, — разыгрывает чемпионат. Так что это сцена реально не достойна MotoGP. Меня вот что пугает — в следующем году он будет гонять с нами.

Что до Миллера, он вступился за гонщика, который как и он осмелился перепрыгнуть Мото2 и взять на себя ответственность перед целой фабрикой — в данном случае Yamaha. Пока Биндер не попадет в MotoGP, нельзя говорить о том, что он будет угрожать здоровью этого пелотона:

Нервничаю ли я, беспокоюсь? Я так не думаю. Это чашка совсем другого чая. MotoGP — это другой уровень, и я не думаю, что нам надо об этом беспокоиться, потому что сегодня Дазу, наверное, надо бы проверить зрение, потому что он вошел туда намного шустрее, чем следовало. Но думаю, я могу сказать за всех — мы все допускаем ошибки. Надо подождать и посмотреть, что там.

Эспаргаро и Софуоглу издеваются друг на другом из-за происшествия в Остине

Чемпион Фабио Квартараро больше по душе система жестких наказаний, нежели система отсева. Француз вспомнил Дениза Онджу, который «отдыхает» уже 2 этапа после прерванной красными флагами гонки Мото3 в США. Тогда он агрессивно украл траекторию Джереми Альковы при обгоне, и спровоцировал большую аварию 3 соперников, которые едва не попали под чужие колеса:

По мне так скорее не суперправа. Дениз Онджу получил штраф в 2 гонки за то, что случилось в Остине. ОК, то была правда жуткая авария, но и тут нечто похожее. Так что думаю, им в Мото3 надо быть правда осторожными.

Суперправа MotoGP могут отсечь как сумасбродных ездоков, так и тех, кто поздно раскрывается, указывает Франко Морбиделли. И чемпион Квартараро — яркий пример: он дебютировал в 2019 году с одной победой в Мото2, вовсе без побед Мото3. За 4 года в младших кубатурах Фабио так редко появлялся на передовой, что система суперправ наверняка задержала бы его дебют в MotoGP:

Почему нет? Но иногда некоторые ездоки с неважной «родословной» по числам, или не на вершине, могут дойти до MotoGP и быть хороши. Надо посмотреть на Фабио, например. Когда он был в Мото3 и Мото2, ничего не «отчеканил», затем шагнул в MotoGP и стал очень хорош.

Валентино Росси так же не вдохновляет предложение Баньяйи, ученика его Академии. Вместо системы отбора командам следует индивидуально смотреть, годится ли пилот или нет.

Впрочем, продвижение Биндера выглядит скорее контрактным, нежели чисто спортивным. Вероятно, для Разлана Разали это способ выполнить обязательства перед пилотом, где 2022 год изначально предусматривал его переход в команду Мото2 — её у Разали больше не будет:

Есть пилоты типа Даррэна, они супер-суперагрессивны. Это решение скорее индивидуально под каждого пилота. Сначала это, а потом суперправа.

То, что есть некоторые гонщики, которые слишком агрессивны, это не сюрприз — они всегда одни и те же. Надо разговаривать с ними, потому что нам нужно больше уважения среди гонщиков.