Насколько изменились MotoGP и Формула 1 с 2003 года по сегодняшний день?
Технологии в авто-/мотоспорте с каждым годом значительно продвигаются вперёд и делают огромные успехи. В некоторых областях прогресс очевиден и заметен невооружённым глазом – вместе с улучшением аэродинамики значительно изменились формы автомобилей и мотоциклов. Есть и другие менее заметные, но не менее важные изменения в технических компонентах, спрятанных под оболочкой и представляющие из себя истинную душу железного коня.
Изучив эволюцию техники MotoGP и Формулы-1 за последние 20 лет, становится ясно, как сильно изменились правила игры в каждой из дисциплин, а также из этого сравнения можно обратить внимание на то, что чемпионат MotoGP продвинулся вперёд гораздо сильнее Ф1. Или это просто обманчивое первое впечатление?
На обложке этой статьи два Ferrari и два Ducati – 2003 и 2022 годов соответственно. Почти двадцатилетняя история итальянских красных зверей отражает, какие перемены претерпели чемпионаты.
Очевидно, Формула-1 остаётся на голову выше любого другого моторного транспортного средства на любой гоночной трассе, и уже в 2003 году технологии были действительно впечатляющими. С другой стороны, в 2003 году в MotoGP практически была создана новая категория: Honda лидировали со своим мощным двигателем V5, а Ducati готовились принять новый вызов после доминирования в SBK.
Ducati GP3 и Ferrari F2003GA: экстремальная простота
Когда Ducati готовились к дебюту в MotoGP, не было смысла даже рассматривать вариант с двухцилиндровым двигателем – составить конкуренцию соперникам было бы нереально. Поэтому итальянцы решили взять за основу V4 – своего рода анафема для поклонников Ducati. Огненные выстрелы были типа Twin Pulse, будто имитируя поведение большого двухцилиндрового двигателя. И хотя в плане двигателя было сделано исключение, ДНК Ducati остался неизменным – решетчатая рама и десмодромный привод клапанов.
Хотя «линии» GP3 были очень четкими без каких-либо аэродинамических придатков на обтекателях, Ducati уже находились на очень продвинутой стадии в плане аэродинамических исследований. Для определения аэродинамической формы этого мотоцикла был нанят Алан Дженкинс – его увели переманили из Ф1, где он занимал роль технического директора в нескольких командах. В Ducati быстро поняли, что для того, чтобы бросить вызов японцам, нужно играть на немного другом поле. А также первое воплощение Desmosedici было очень продвинутым по сравнению с соперниками с точки зрения электроники, хотя и далеко не так сильно впечатляет, в отличие от сегодняшних стандартов.
Тем временем Ferrari блистали в Формуле-1 с Михаэлем Шумахером. Немец в конце 2002 года выиграл свой пятый титул чемпиона мира. Болид F2002 оказался настолько продвинутым, что был признан лучшим одноместным автомобилем всех времен и его использовали даже в первых гонках следующего сезона, прежде чем заменили на F2003GA, где GA – дань уважения Аввокато Джанни Аньелли, который умер перед презентацией команды в 2003 году.
F2003GA, оснащенный силовой установкой Maranello V10, представлял собой совокупность всех технологий, доступных в Ferrari в то время. Аэродинамические исследования были настолько развиты, что повлияли и на механическую часть болида – инженеры, занимающиеся аэродинамикой, требовали определенных пространств, чтобы использовать воздушные потоки внутри и снаружи автомобиля, так что инженеры-механики были вынуждены работать с этими требованиями. Мы до сих пор помним слова Росса Брауна в то время: «Машина Формулы-1 теперь больше похожа на истребитель, чем на дорожную машину«.
Ducati GP22 и Ferrari F1-75: фантастичская мощь
А теперь сделаем скачок почти на двадцать лет вперёд, и вот перед нам наследники упомянутых выше мотоцикла и автомобиля. На первый взгляд может показаться, что развитие Ф1 продвигается гораздо медленнее, чем MotoGP. Найти сходства между Ducati GP3 и GP22 – действительно большой вызов. У обоих есть колеса, и на том спасибо!
Между F2003GA и F1-75 на первый взгляд гораздо меньше перемен, но эти сходства – ДНК Формулы 1, а вот если копнуть чуть глубже… Попробуем больше проанализировать изменения в обоих дисциплинах.
В MotoGP первым бросается в глаза то, насколько важна стала аэродинамика по сравнению с 2003 годом. На обтекателе Ducati появилось множество крыльев, винглетов, каналов и «ложек». Под обтекателями находятся другие не менее важные элементы, делающие два мотоцикла очень разными: бесшовная коробка передач, передняя и задняя «занижайки», ЭБУ, который, вероятно, по своей вычислительной мощности превосходит самые оптимистичные предположения, которые можно было сделать в 2003 году. А вот двигатель остается прежним – V4, но технология, лежащая в основе проекта, относится к другой эпохе по сравнению с первым V4 Ducati.
Формула 1 – яркое отражение того, насколько мир изменился с 2003 года по сегодняшний день. Силовой агрегат F1-75 представляет собой механический объект, настолько отличающийся от двигателя V10 F2003GA, что создается впечатление, что он прибыл с другой планеты. Шесть цилиндров вместо десяти, электрическая система поддержки работы двигателя внутреннего сгорания, делающая его гибридным, и суммарная мощь около 1000 л.с. – всё это позволяет болидам постоянно ставить новые рекорды на каждой трассе. Современные болиды на 250 л.с. мощнее, чем агрегат, на котором выступал Шумахер в 2003 году.
Также новый техрегламент 2022 года значительно исказил формы машин, и теперь они действительно кажутся более актуальными и современными, что ли. Каждая команда интерпретирует предписания регламенты по-своему, и времена на трассе тоже изменятся. Новые 18-дюймовые покрышки Pirelli значительно меняют эстетический вид автомобилей, особенно при виде сбоку. И в целом извилистость автомобилей Ф1 последнего поколения, кажется, обладает большим шармом.
А оно надо?
MotoGP и Формула 1 сильно изменились с 2003 года по сегодняшний день, но остается самый интересный вопрос – это к лучшему или к худшему? Были ли более простые в технологическом плане мотоциклы 2003 привлекательнее, а гонки с ними интереснее? Не потеряла ли Ф1 часть своей души с отказом от мощного V10, а затем и V8?
Тут невозможно ответить однозначно. В английском языке есть парадоксальная поговорка – «всё было лучше, когда было хуже», но в данном случае это не работает, если мы посмотрим на гонки последних нескольких сезонов как в MotoGP, так и в Формуле-1. В 2003 году Шумахер одержал победу в доминирующем стиле, и только упорство великого Кими Райкконена не позволило ему досрочно отпраздновать чемпионство.
В MotoGP доминировали Honda и очаровывающий Валентино Росси, в то время как сейчас на тестах в Мандалике и Сепанге неоднократно было замечено шесть мотоциклов разных производителей в топ-6 протокола! В Формуле-1 чемпионат 2021 года стал одним из самых зрелищных в истории, хотя и финал получился действительно спорным и, скажем так, некрасивым.
В конечном счете, на вопрос, стало лучше или хуже, нет однозначного ответа, да и быть не может, потому что мы говорим о разных эпохах, разных технологиях и фактически уже совсем разных видах спорта, которые тоже сильно изменились со временем.
Дата: 20.02.22
Источник: gpone.com