Проклятие Honda: легендарные гонщики, карьеры которых были разрушены
Спенсер, Дуэн, Педроса, Стоунер, Лоренсо и Марк Маркес. Список мечты, не правда ли? Но всех их объединяют не только великие успехи, а также одно большое горе под названием Honda.
Когда дело доходит до спорта, трудно принять тот факт, что частенько важную роль играет элементарная удача. Думая о мотогонках, хочется верить, что гонщик выигрывает или проигрывает исключительно из-за своего таланта выжимать максимум из своего мотоцикла. Но мы все прекрасно знаем, что в каждом виде спорта есть еще другие моменты, которые играют важную роль и переписывают историю: удача, несчастье, судьба, чёрт возьми!..
История спорта полна эпизодов, связанных с невезением или наоборот удачей. Марку Маркесу зачастую везло по ходу профессиональной карьеры мотогонщика – испанец неоднократно оставался невредим после ужасающих аварий, буквально через 10 минут возвращался в боксы, выезжал на трек на запасном мотоцикле и становился ещё быстрее! Но в злосчастной гонке MotoGP в Хересе удача отвернулась от Марка, после чего последовала целая череда невезений: перелом плеча, 3 операции, целый год без гонок, повреждение глазного нерва в конце 2021 года, та же проблема в марте 2022 и на десерт – 4-я операция плечевой кости. Такого не пожелаешь и врагу. Вот он – яркий пример проклятья Honda. И если заглянуть в прошлое, можно убедиться, что именитый бренд поломал не одну карьеру величайших гонщиков за свою историю.
Фредди Спенсер: вспышка чистого гения, угасшая раньше времени
Фредди Спенсер — первый пример, который приходит на ум. У быстрого Фредди был огромный талант. У него был потрясающе чистый и эффективный стиль пилотирования, который принёс Honda 3 чемпионских титула за период между 1983 и 1985 годами. В третьем из перечисленных сезонов Фредди написал собственную Мону Лизу, завоевав в том же году титулы в 250cc и 500cc.
Но в 1986 году его свет резко погас. Не как фонарик, постепенно теряющий силу, а скорее как лампочка, которая лопается от скачка напряжения. Травма правого плеча и потеря чувствительности в руке привели к скоропостижному концу карьеры, которая, казалось, должна была продлиться гораздо дольше. Он был на поуле, лидировал в нескольких гонках, но больше не был так же силён, как раньше.
Мик Дуэн: от ночного кошмара к триумфу и обратно
Перенесемся немного вперёд. Honda, наслаждаясь успехами Лоусона и Гарднера, приветствует в команде австралийца по имени Мик Дуэн. Он дебютировал в 1989 году, быстро прогрессировал и раскрыл свой талант, выиграв первую гонку в 1990 году. Вскоре он стал сильнейшим гонщиком в пелотоне. В 1991 году бился за титул и, казалось, был готов выиграть его в 1992 году. Сезон начался триумфальным образом – 5 побед за первые 7 гонок, 2-е место в двух остальных. Но доминирование было внезапно прервано ужасной аварией в Ассене.
Казалось, Мик стал очередной жертвой проклятия Honda, но ангел-хранитель махнул крылом и спас Дуэна. И звали ангела доктор Клаудио Коста. Он дал ему ещё один шанс, Дуэну удалось вернуться и провести в доминирующем стиле сезоны с 1994 по 1998 годы. Мик стал легендой. Но от проклятья не убежишь, и в 1999 году в Хересе оно накрыло гонщика. И даже ангел Коста не смог сотворить чудо.
Дани Педроса: сильный духом, хрупкий телом
Настала новая эра. 500cc сменил класс MotoGP, и после ухода Валентино Росси Honda искала наследника, который, казалось, прибыл в 2006 году. Имя этого героя было Дани Педроса. Его талант не нуждался в представлении, испанец творил настоящие чудеса в младших классах. Единственным его недостатком был, пожалуй, рост – приходилось слишком низко опускать объектив :) Дани был удивительно миниатюрным феноменом, непривычно выглядящим в седле мощного мотоцикла MotoGP. Если что, мотоцикл MotoGP в 2006 году уже пробил отметку 250 л.с., а электроника была далеко не так же эффективна, как сегодня. Педроса, однако, не сдавался и после каждого падения героически возвращался в седло. Но его тело от аварий на скорости более 200 км/ч страдало гораздо больше, чем более мощные соперники.
Дани ломал всё, что только можно было: ключицы, лодыжки, запястья, но в седле он продолжал биться до последнего и несколько раз Самурай приближался к титулу. Почти каждый сезон ему приходилось пропускать Гран-При из-за какой-то травмы, и это так и не позволило ему завоевать заветную корону. Нет одного конкретного эпизода, который разрушил карьеру Дани. В данном случае роль сыграла сотня аварий и мотоцикл, который далеко не всегда был в лучшей форме. Желание преуспеть во что бы то ни стало зачастую приводило его к авариям, тело просто не выдерживало. И поэтому один из самых талантливых гонщиков в истории мотогонок так и не смог завоевать титул в MotoGP.
Кейси Стоунер: Индианаполис и Сузука – две точки невозврата
Кейси попал в MotoGP в тот же период, что и Педроса. Австралийское чудо света привёл Ducati к триумфу в 2007 году, и лишь благодаря огромному таланту ему удалось скрыть недостатки итальянского мотоцикла. Перейдя в Honda, Стоунер сразу же завоевал второй титул в доминирующем стиле. Кажется, сезон-2011 стал для него своеобразной прогулкой в парке, и его любовь к MotoGP остыла. В 2012 году во Франции Кейси объявил о своей отставке. И всё равно проклятие Honda настигло его. В Индианаполисе Кейси повредил лодыжку, из-за чего ему пришлось пропустить три гонки и отказаться от мечты уйти на пенсию в роли 3-кратного чемпиона мира.
Тем не менее, даже после ухода из MotoGP Стоунер продолжал тесно сотрудничать с Honda, провел несколько тестов мотоцикла MotoGP, а затем убедил себя вернуться к гонкам в 2015 году, приняв участие в Suzuka 8 часов. Его гонка была прервана страшной аварией, которую вызвала неисправность дроссельной заслонки. Кейси пробудил старых призраков, сломал лопатку с большеберцовой костью и отказался от участия в мотогонках на профессиональном уровне навсегда.
Хорхе Лоренсо: упущенная команда мечты и страх паралича
Инопланетянин Марк Маркес заменил Кейси в MotoGP, доминировал везде и в любых условиях. Но Honda этого не было достаточно, и в 2019 году она собрала команду мечты, подобия которой раньше не бывало – напарником «муравья» стал Хорхе Лоренсо. Испанец покинул Ducati в «блестящее» время и, казалось, он ещё больше усилит заводскую команду Honda. Зимние тесты начались неплохо, Хорхе был быстр в Хересе, но затем в январе испанец упал, травмировался, и именно тогда начались проблемы. Он не смог принять участие в тестах в Малайзии, приехал в Катар и обнаружил в своих боксах мотоцикл, полностью адаптированный под потребности Маркеса. Спартанец всё равно пытался подстроить байк под себя, либо свой стиль под нужды мотоцикла, но ничего не работало.
Хорхе часто разбивался, но всегда возвращался на байк и снова пытался. В Барселоне казалось, что уроженец Майорки наконец-то нашёл ключ к конкурентоспособности, но в итоге Хорхе разбился, да ещё и нокаутировал троих соперников за раз – Виньялеса, Росси, Довициозо. Затем Ассен и перелом позвонка… С этого момент страх падений одолел 5-кратного чемпиона мира. Риск паралича не мог не сказаться на результатах исключительного гонщика. Хорхе понял, что уже не сможет вернуться к былым высотам и принял решение остановиться, несмотря на многомиллионный контракт на 2020 год. Очередной чемпионской карьере настал конец, и поспособствовала этому опять же Honda.
Дата: 26.06.22
Источник: Все о мире MotoGP