Интервью с Суппо: MotoGP рискует потерять Honda и Yamaha

Ливио Суппо – тот, кто знает MotoGP как свои пять пальцев. В качестве менеджера команды он был боссом официальных команд Ducati, Honda и Suzuki и внимательно наблюдал за первым Гран-При сезона, в котором дебютировал новый формат спринтерских гонок. Менеджер из Турина отнёсся к этому изменению критически, и его не так уж волновало посмотреть на это в реальности.

Ливио, Вы всё ещё сомневаетесь в спринтерской гонке?

Я сразу сказал, что мне это не нравится, и теперь только укрепил свою убеждённость. Когда переходишь от теории к практике, всё может измениться, и я пытался увидеть это непредвзято. Было очевидно, что спринтерская гонка будет зрелищной, и с этой точки зрения она оправдала ожидания, проблема в том, что нынешний формат, на мой взгляд, избыточен, потому что он ставит гонщиков в такую ситуацию, когда они стартуют в пятницу, чтобы мало думать о гонке и много – о квалификации, а это означает большой риск. На практике у них 3 квалификационных заезда, 4 у тех, кто проходит К1, а это значит проехать 8 кругов в бешеном темпе.

Есть и другие критические проблемы?

Суббота – день избыточного формата с психо-физической точки зрения. Есть свободные практики, которые бессмысленны, потому что это единственная сессия, время которой не имеет значения, но это другое время, чем в гонках. Потом идёт квалификация, спринтерская гонка, к которой добавляются все дополнительные обязательства. Мне кажется, это уж слишком. Особенно учитывая, что в воскресенье – самое важное событие уик-энда, которое даёт больше всего очков. На мой взгляд, это избыточно, тем более в чемпионате с 21 кругом, многие из которых близки друг к другу. Попробуйте представить , какими будут последние два месяца с психофизической точки зрения.

Гонщики и новый формат – это как дать детям опасную игрушку

Всего после одного Гран-При у нас уже 4 гонщика в больнице…

Это была первая встреча, и все они были взволнованы. Надеюсь, что теперь гонщики успокоятся, даже если это их работа. Это как дать детям опасную игрушку, им сложно это понять. Даже без дальнейших травм они прибудут измождёнными к концу сезона. На мой взгляд, это уже слишком. Можно и нужно что-то придумать, чтобы сделать воскресную гонку более важным событием, сделать MotoGP тем зрелищем, которое люди снова захотят увидеть.

Это и есть настоящая проблема?

Если они устроили спринтерскую гонку, чтобы повысить интерес к MotoGP, это не сработает. Они радуют обычных энтузиастов, которые следили за ним и раньше, просто теперь имеют возможность увидеть две гонки. Марио Росси, который не знал, что такое MotoGP, начинает следить за этим, потому что теперь есть спринтерская гонка.

Гонка должна стать событием! как Суперкубок и Уимблдон

Какое впечатление это произвело на вас, как на зрителя?

Несмотря на то, что я был очень увлечён, я не смог посмотреть квалификацию, потому что невозможно сидеть перед телевизором весь день, их слишком много. Как зритель понимаешь, что тебе тоже сложно следить за Moto3 и Moto2, если только не запираться дома в субботу и воскресенье, а это сложно, особенно летом.

Это должно быть по-настоящему стоящим.

Суперкубок ничем не отличается от любого другого матча по американскому футболу, но это Суперкубок, и его смотрят миллионы людей не только в Америке, но и в Италии. То же самое происходит с финалом Уимблдона или с Гран-При Формулы 1 в Монако. Это то, что люди хотят смотреть. MotoGP делает крутым не то, что гонка делится пополам, и даёт половину очков, даже не определяя таким образом воскресный состав.

Кажется, что MotoGP копирует Формулу 1, забывая однако, что это разные виды спорта, начиная с того, что мотогонщикам гораздо легче получить травму.

Не говоря уже о том, что машины больше, их сложнее обгонять и, следовательно, совершать большие ошибки. Они испытывают мотоцикл, и мы уже видели, что получилось у Марини и Бастианини или у Мира и Квартараро. Это приводит к другой проблеме.

Которой из?

Говорят, что спринтерские гонки лучше, потому что там больше обгонов, но и больше аварий. Я не слышал, чтобы кто-то задавался вопросом, не могли бы мы для большей зрелищности гонок уменьшить аэродинамику мотоциклов. Сами гонщики говорят, что это предел, который нужно преодолеть. В Формуле 1 постоянно вносились изменения в аэродинамические правила, хотя бы для увеличения зрелищности. В MotoGP сейчас есть технические причины, по которым обгонять сложнее, и об этом никто не говорит. В гонке на 12 кругов все в восторге, затем у них есть мотоциклы, на которых они изо всех сил пытаются обогнать… один плюс один равно двум.

Аэродинамика имеет слишком большое значение. Технические специалисты Suzuki сказали мне: с этой Aprilia мы бы выиграли все гонки

Однако техрегламент теоретически будет заморожен до 2027 года…

Риск заключается в том, что в ближайшие 3 года всё может стать ещё хуже. Если интерес к чемпионату не изменится, некоторые производители, особенно японские, могут решить уйти. С 2035 года речь идёт только об электродвигателях, развитие аэродинамики для серийного продукта бессмысленно, зачем им тратить деньги и ещё и выглядеть дураками?

Это палка о двух концах…

Suzuki уже сделали это. Почему есть производители, которые хотят войти в Формулу 1? Поскольку маркетинговый и коммерческий отделы считают, что это большая добавленная стоимость, это планетарное событие. MotoGP нет и никогда не был таким, он пользовался 20-летней славой благодаря Валентино и интересу производителей. Я начал работать с Ducati в 2003 году, и производители массово приезжали, но потом некоторые уходили, а потом возвращались. Были предприняты некоторые правильные шаги, такие как сохранение технических характеристик двигателей с 2012 года, введение [единого] блока управления и, прежде всего, программного обеспечения. К сожалению, в последние годы аэродинамика сыграла решающую роль: Ducati и Aprilia, которые больше других в неё верили, получили явное преимущество, KTM попыталась с этим бороться и потом адаптировалась, а Honda и Yamaha отстали, по крайней мере, на 3 года. Некоторые техники Suzuki сказали мне: если бы у нас был аэродинамический пакет от Aprilia, мы бы выиграли все гонки.

Является ли решение чисто техническим или можно что-то изменить?

Двадцать лет назад гонщики почти никогда не пытались установить отличное время по пятницам, потому что они настраивали байк и выбирали покрышки. Только на последней минуте СП3 они пытались провести атаку на время, но время всё ещё было далеко от того, что они показали бы в квалификации. Теперь, с первой же сессии, они вынуждены идти на безумный риск без настройки байка: есть ряд вещей, которые не выдерживают проверку временем. По крайней мере, могли бы ввести, как в Формуле 1, спринтерскую гонку только в некоторых гонках и, может быть, потом что-то доработать. Это проблемный момент, давайте ещё добавим международный кризис: если цель состояла в том, чтобы снова собрать 100 000 человек в Муджелло, мне не кажется, что мы идём по правильному пути.

Как Вы думаете, сможет ли Dorna отказаться от своего слова и убрать спринтерскую гонку из некоторых Гран-При?

После одной гонки у нас уже на 4 гонщика меньше, если то же самое произойдёт в Аргентине, то будет прямо королевский бардак. Если бы было отмечено то, что это неслучайно, что мы больше попадаем в этот формат, то они должны были бы подумать об этом.

Если гонщики получат травмы, это не их вина, маловероятно, что они будут теми, кто вдарит по тормозам

Объединятся ли гонщики против такого формата?

За все эти годы я ни разу не видел, чтобы они занимали единую позицию. Им трудно единодушно сказать «нет». Это пример, который я приводил ранее: если вы позволяете детям играть с опасными игрушками, и они поранятся, это ваша вина, а не их. Я сомневаюсь, что гонщики устроят протест.

А как же менеджеры производителей?

В прошлом году я узнал о введении спринтерских гонок всего за несколько часов до журналистов. Suzuki уже объявила о своем уходе и больше не была вовлечена в процесс принятия решений, но мне тогда показалось, что все производители были просто проинформированы постфактум. В то время никто не сказал «нет»,  и теперь, кажется, уже слишком поздно это делать. Я надеюсь, что по мере прохождения гонок гонщики поймут, что они должны беречь себя и не попадать в аварии, и поэтому все они успокоятся. Однако надеяться на то, что гонщики сами себя затормозят, мне кажется сложно. Может быть, они поймут, что, делая всё возможное, они не смогут дожить до конца сезона.