Ducati рады помочь Honda и Yamaha, но пыталась лишить уступок KTM и Aprilia
Как говорится, хороший компромисс – это когда разные стороны чем-то недовольны, и примерно так обстоит дело с новыми концессиями в MotoGP. Уходит старая система очков на подиуме, ведущая к доступу к техническим льготам «вход или выход». Введена новая система ранжирования с четырьмя различными уровнями, определяемыми процентным баллом каждого производителя от максимального количества очков конструкторов.
Спектр привилегий также был расширен и теперь включает в себя больше доступных покрышек и «шальных карт», при этом процент рейтинга пересчитывается каждые шесть месяцев (по сравнению с предыдущим годом).
Короче говоря, Ducati, единственный производитель, стартовавший в рейтинге А с 96% от максимального количества конструкторских очков 2023 года, проигрывает из-за сокращения количества тестовых покрышек и «уайлд кард» по сравнению с прошлым сезоном. Ни один производитель не стартует в рейтинге B, а KTM (51%) и Aprilia (45%) попадают в рейтинг C, где они получат как тестовые покрышки, так и «шальные карты» по правилам 2023 года.
Yamaha (27%) и Honda (25%) входят в рейтинг D. Они являются крупнейшими бенефициарами, имея право на полный спектр «старых» уступок, а также на скачок в количестве тестовых покрышек. Хотя каждый из них не выиграл ни один из двух последних сезонов, а старая система требовала только одного финиша на подиуме в год, чтобы исключить доступ к каким-либо уступкам.
Генеральный менеджер Ducati Corse Джиджи Даллинья сказал, что он рад дать японским брендам шанс быстрее восстановиться благодаря новым правилам концессий, но придерживается иной точки зрения на разграничение Ducati и KTM с Aprilia:
Я поддерживаю систему концессий, потому что для шоу, для чемпионата важно предоставить возможности производителям, у которых были трудные годы, для улучшения. Что касается японцев, я очень рад дать им шанс быстро восстановиться.
[Но] мы также даём Aprilia и KTM преимущество по сравнению с нами, потому что у нас меньше покрышек для разработки мотоцикла в течение сезона и нет возможностей использования «шальных карт».
Они выиграли несколько гонок в этом сезоне и боролись за победу на протяжении всего сезона. Так что мне это кажется довольно странным.
Однако Даллинья заявил, что Ducati в конечном итоге отказались от своих возражений против льгот KTM и Aprilia, чтобы добиться одобрения новой системы «единогласно»:
Мы считаем, что поддержка японцев важнее, чем блокирование уступок KTM и Aprilia. В конце концов, мы здесь ради шоу, и если шоу действительно хорошее, то, я думаю, так оно будет лучше для всех. В конце концов, нам придётся прийти к компромиссу.
Джек Миллер тем временем отметил, что Honda имеет право на максимальные уступки в следующем году, хотя они выиграли Гран-При в этом сезоне с Алексом Ринсом в COTA. Хотя KTM финишировали вторым в Кубке конструкторов, австрийский завод не выиграл ни одну воскресную гонку. Миллер говорит:
Они [Honda] выиграли Гран-При в прошлом году, но до сих пор это получают. Мы этого не сделали!
Когда ему ответили, что рейтинг D Honda обусловлен скудными 25% от максимального количества набранных очков, австралиец возразил:
Но это легко, когда половина их гонщиков не ездит весь сезон!
Победы в Гран-При 2023 года разделились: 17 побед у Ducati, 2 у Aprilia и 1 у Honda. Ducati также выиграла 16 из 19 спринтов (Филлип-Айленд был отменён), при этом 2 победы у KTM и 1 у Aprilia. Очки конструкторов присуждаются гонщику, занявшему наивысшее место от каждого производителя в каждой гонке.
До сих пор некогда доминирующие японские бренды были единственными производителями MotoGP, не имевшими доступа к каким-либо концессиям, поскольку Ducati, KTM, Aprilia и Suzuki продвигались по старой системе концессий. Менеджер команды Repsol Honda Альберто Пуч считает:
Думаю, это определённо поможет, как мы видели в прошлом с другими производителями. Теперь наша очередь получить выгоду. Конечно, это поможет, но работает не так, что: «У нас есть уступки, и мы немедленно получаем отличный мотоцикл».
Нужно время, но [с концессиями] времени, чтобы восстановить недостаточную производительность, будет нужно меньше. Мы счастливы и довольны этим.
Проведение дополнительных тестов с гонщиками во время рекордного сезона 2024 года, состоящего из 22 гонок, будет трудной задачей, но руководитель команды LCR Honda Лучио Чеккинелло с нетерпением ждет начала:
Многие люди спрашивали меня: «Теперь у тебя больше работы, больше тестов, больше дней вдали от дома?». Я ответил: «Слава богу, у нас есть такая возможность, потому что мы действительно хотим сократить этот разрыв».
Это важно как для Honda, так и для LCR, и я думаю, что HRC будет всё больше и больше использовать LCR в качестве платформы для разработки [в следующем году].
Первым из этих дополнительных испытаний, скорее всего, станут тесты в Сепанге в начале февраля:
Мы ещё не забронировали билеты на официальные тесты в Сепанге, потому что знали, что есть возможность попросить нас присоединиться к Shakedown. Если [HRC] позвонит нам, мы будем рады быть там.
Помимо Repsol и LCR Honda, команда Monster Yamaha Фабио Квартараро и Алекса Ринса теперь также будет иметь право на участие в тестах Shakedown. Квартараро подтвердил:
Yamaha действительно нужно больше тестов. Если мы пойдём на уступки, у нас будет 6 дней испытаний в Малайзии, так что я буду просто убит! Но считаю, что всё, что нужно Yamaha, – это то, к чему мы должны стремиться.
Думаю, что возможность использовать больше двигателей [технических характеристик в течение сезона] также может быть очень полезной… [Нам нужно] Всё! Всё, что можно получить (с новыми уступками), мы возьмём! Всегда лучше иметь больше, чем меньше.
Хотя чемпион 2021 года Квартараро не выиграл ни одной гонки в этом году, он подарил Yamaha три подиума Гран-При. А Honda (после победы Ринса в Техасе) вторую трибуну в году вручил Марк Маркес в Мотеги.