Скандал с Маклареном в Формуле-1 2007 года

2007 г. в Формуле-1 запомнился не только упорной борьбой в личном зачете и драматичной развязкой в последней гонке, когда финский гонщик Кими Райкконен, который перед стартом занимал третье место в общем зачете, вырвался в лидеры, опередил на один балл Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо и стал чемпионом мира, но и скандалом с командой Макларен. Она была обвинена в промышленном шпионаже и исключена из рейтинга Кубка конструкторов, в котором могла бы по итогам сезона занять второе место. При этом очки, набранные, Алонсо и Хэмилтоном, представлявшими конюшню, затронуты не были.

Скандал из-за гибкого днища

На первых гонках команда Феррари применила в новом болиде секретную разработку. Днище автомобиля инженеры создали из гибких материалов. Это позволило увеличить показатели обтекаемости и сделать ее еще быстрее. На первом Гран-при в Австралии Райкконен одержал победу на болиде как раз с гибким днищем. Клиенты беттинговой компании Mostbet могут ставить на автогонки и другие спортивные соревнования по высоким котировкам, БК предлагает подробную роспись на многие дисциплины.

Через два дня после завершения гонки глава Макларен Рон Деннис обратился в руководство Формулы-1 с жалобой на нарушение регламента со стороны Феррари. По словам Денниса, гибкое днище, а также использованное антикрыло, не соответствовали действующему техническому регламенту.

Руководство автогонок не стало наказывать Феррари, так как на начало сезона подобных ограничений не было. Только позже были приняты нормы, которые запретили использовать подобные элементы, поэтому итальянцам пришлось заменить болид.

Феррари не пострадал, но у них возникли вопросы, откуда Деннис узнал о секретной разработке. По версии итальянской команды, ему об этом сообщил сотрудник Феррари Найджел Степни, который позже подтвердил это предположение, утверждая, что просто не хотел для Феррари нечестных побед.

Фигура Степни

Степни изначально работал в Феррари механиком, позже был назначен на пост главы отдела разработок. Он и раньше неоднократно высказывал недовольство своим работодателем, в первую очередь, из-за решения расстаться с Россом Брауном, который был его непосредственным начальником.

В результате глава Феррари Жан Тодт выдвинул обвинения против Степни в промышленном шпионаже, а также в саботаже. Причиной для второго обвинения послужил белый порошок, обнаруженный в топливных баках машин перед Гран-при Монако. По утверждениям свидетелей. именно Степни принес такой порошок.

Степни сразу уволили и возбудили против него уголовное дело. Обвинения в саботаже он категорически опровергал. Кроме Степни, Феррари обвинил в промышленном шпионаже Макларен. После рассмотрения этого дела руководством чемпионата мира было признано, что Макларен действительно мог иметь доступ к конфиденциальным сведениям о технических новшествах Феррари. Однако не нашел доказательств ее непосредственного использования. Деннис подтвердил, что действительно получал такие данные, но они ему, якобы, были нужны только для того, чтобы уличить Феррари в нарушении установленных правил.

Электронные письма

Как выяснилось в ходе разбирательства, ключевой уликой, которая позволила доказать виновность Макларена, стали e-mail, которыми обменивались между собой испанские пилоты Педро де ла Роса и Фернандо Алонсо. Их представил сам Алонсо после того, как всем участникам процесса были вынесены предупреждения об ответственность в случае сокрытия информации. В этих электронных письмах гонщики непосредственным образом обсуждали секретные технические новшества Феррари, которые применялись на их болидах.

Например, де ла Роса в одном из e-mail отправил Алонсо технические показатели весового баланса Феррари, в котором все ключевые данные были указаны с точностью до сотых долей, что явно указывала на наличие у гонщика доступа к секретной технической документации. В ответ на вопрос Алонсо о том, насколько можно доверять источнику, который предоставил эти сведения, де ла Роса открыто пишет, что данные переданы Степни, поэтому им можно доверять в полной мере.

Вердикт

Дело рассматривала Международная автомобильная федерация, которая признана факт промышленного шпионажа со стороны Степни и передачу им важной технической информации конкурентам.

Команду Макларен лишили всех набранных очков и исключили из Кубка конструкторов 2007 г. Сезон тогда был еще только в самом разгаре, поэтому FIA решила в случае победы Макларена в Кубке никому не вручать награду. В результате она досталась занявшему первое место Феррари.

Команда Макларен дополнительно была оштрафована на 100 млн долларов. Болид, который Макларен должен был использовать в следующем сезоне, обязан был пройти дополнительную проверку на отсутствие похищенных у Феррари технических новинок.