Мнение: Марк Маркес вернулся в титульную гонку после фурора в Мизано, и даже небеса на его стороне
Нет сомнений в претензиях Марка Маркеса на титул после его триумфа на Гран-При Сан-Марино.
Есть нечто почти предначертанное в звездах, когда дело касается гонщиков, одерживающих свою первую победу на Ducati. Первая победа Хорхе Лоренцо на Desmosedici в 2018 году на итальянском Гран-При сразу же была последована второй победой в Барселоне. Первые победы Джека Миллера на Ducati также были подряд: сначала он выиграл в Хересе, а затем через две недели в Ле-Мане. И первая победа действующего чемпиона мира Франческо Баньяйи пришла в Арагоне, а затем через неделю в Мизано в 2021 году.
Иронично, что его будущий товарищ по команде повторил тот же путь. После доминирования на прошлой неделе на Гран-При Арагона, что положило конец 1043-дневному ожиданию его очередной победы в MotoGP, Марк Маркес ждал всего семь дней, чтобы вновь ощутить вкус победы, когда он триумфально выступил на хаотичном Гран-При Сан-Марино в воскресенье.
Мизано был местом последней победы Маркеса перед Арагоном, на Гран-При Эмилия-Романья в 2021 году, когда он еще был с Honda. Разумно было ожидать, что он будет ключевой фигурой в борьбе за лидерство на первом этапе Мизано 2024 года. Действительно, уже на пятничной практике – хотя он чувствовал, что немного уступает Баньяйе и Хорхе Мартину – он был среди претендентов на победу.
Ключевым моментом было то, что он начал уик-энд с таким же ощущением, какое было у него на Ред Булл Ринге в прошлом месяце. Это была его основная цель на Мизано. Что касается увеличения числа побед, то «главная цель» этого года уже была достигнута в Арагоне, и теперь он стремился к стабильности.
Однако, любые надежды на борьбу за подиум казались утраченными, когда он заскользил в гравий в районе 15-го поворота на последних этапах второй квалификации в субботу. Это оставило его на девятом месте на стартовой решетке, а трудности с обгоном на современных мотоциклах означали, что лучшее, на что он мог рассчитывать в спринте, было пятое место.
И там были смелые обгоны, такие как обгон Педро Акосты из Tech3 в быстрой кривой Curvone между поворотами 12 -13, будучи втянутым в этот маневр из-за турбулентности, созданной воздухом от KTM.
Эта турбулентность была проблемой для Баньяйи, когда он преследовал Мартина в субботнем спринте. После того как он плохо стартовал, он не мог ничего сделать, чтобы опередить Мартина, несмотря на равный темп. Его мотоцикл слишком сильно болтало из-за вихревого следа Pramac GP24, и он перегрел переднюю покрышку.
При обычных обстоятельствах Маркес ожидал бы того же самого в основной гонке. Но постоянные капли дождя перед стартом предвещали драму.
Нас сильно наказали на первых кругах, но когда на стекле шлема и трассе начало появляться немного воды, я решил атаковать.
После шести кругов из 27 Маркес был шестым, его темп составлял 1:33.741. Это было более чем на секунду медленнее лучшего времени Баньяйи, который лидировал в гонке, и их разрыв составлял 5.333 секунды. Затем начался дождь, и у Маркеса появился шанс.
В конце седьмого круга Маркес был уже пятым благодаря ошибке Хорхе Мартина на пит-лейне. Однако разрыв с Баньяйей сократился до 2.026 секунд, так как гонщик заводской Ducati осторожно подходил к изменяющимся условиям — самообладание, которое усилилось, когда он увидел, что Мартин заехал в боксы за дождевым мотоциклом.
Маркес показал 1:39.953, в то время как темп Баньяйи упал до 1:43.260. Маркес не был самым быстрым в этой группе лидеров, но его способность чувствовать пределы в условиях низкого сцепления, которую он так ярко продемонстрировал на Арагоне, становилась очевидной на восьмом круге.
В первом повороте Маркес обогнал Джека Миллера в борьбе за четвертое место. В восьмом повороте Энеа Бастианини уступил ему третье место. В четырнадцатом повороте он забрал второе место у Брэда Биндера, а уже в следующем левом повороте обогнал Баньяйю, словно итальянец был на мотоцикле Moto.
Начав этот круг более чем в двух секундах позади, он завершил его, лидируя с отрывом в 0.323 секунды. По темпу Маркес показал 1:37.504, несмотря на все свои обгоны, тогда как Баньяйя прошел круг за 1:39.853.
В таких условиях Маркес неоднократно демонстрировал, насколько лучше умеет читать гонку, чем кто-либо другой. Но на этот раз он опирался на мнение «местного парня» о том, достаточно ли трасса мокрая, чтобы сменить мотоцикл. Позже и Баньяйя, и Бастианини признались, что они чувствовали, что трек еще не готов для дождевых шин.
На этом этапе гонки дождь прекратился, и темп вернулся к норме. И на протяжении большей части оставшихся кругов гонки времена на кругах Маркеса и Баньяйи были довольно схожи. Но следующий важный момент гонки наступил на 20-м круге.
Маркес показал быстрейший круг гонки с результатом 1:31.564, увеличив отрыв до 0.874 секунды от Баньяйи. Разрыв между ними стал только увеличиваться с этого момента. На следующем круге результат 1:31.578 позволил Маркесу нарастить отрыв до 1.265 секунды. Ущерб был нанесен. Маркес выиграл гонку с отрывом в 3.102 секунды.
За один круг я обогнал пять гонщиков и смог выйти в лидеры гонки. С того момента я думал: “Ок, теперь я лидер”.
Но для меня самым большим сюрпризом стала вторая половина гонки, когда я показал быстрейший круг гонки. Я провел очень хорошую гонку. Я чувствовал поток. Я терял в тех местах, где терял на практике, и выигрывал там, где выигрывал на практике. Так что ощущения были просто отличные.
Одевшись в ретро-форму команды Gresini в честь покойного основателя Фаусто, Маркес завершил эмоциональную неделю для себя и команды. Это был почти слишком идеальный результат, и испанец отметил после гонки:
Сегодня я хочу поблагодарить Фаусто, потому что думаю, что он сбросил немного воды с небес…
Небесное вмешательство или нет, трудно не рассматривать его победу на Гран-При Сан-Марино как замыкающий круг момент для Маркеса. Именно на Мизано в 2021 году он отпраздновал свою последнюю победу перед трехлетним перерывом. Именно на Мизано в прошлом году впервые начали циркулировать слухи о его переходе в Gresini.
И именно на тестах после гонки в тот же уик-энд стало очевидно, что отсутствие прогресса Honda с их байком 2024 года, скорее всего, предопределило решение Маркеса о его будущем.
Маркес сейчас отстает на 53 очка от лидера чемпионата Хорхе Мартина, начав этап Сан-Марино с 70-очковым отставанием. Впереди еще 259 очков, которые можно заработать, с 37 очками на каждом этапе. А следующий этап — Гран-При Эмилия-Романья в Мизано.
В этом смысле все складывается так, чтобы Маркес продолжал сокращать разрыв в чемпионате. Но является ли он реальным претендентом?
До своего падения в квалификации он имел темп, чтобы бороться за подиум. Темп был с самого начала, и ощущения от байка были именно те, которые он искал. Полностью настроившись на трассу Мизано, эта форма должна сохраниться на Гран-При Эмилия-Романья.
Затем идет его конкуренция. Хорхе Мартин сделал необъяснимый рискованный маневр, основанный лишь на испуге из-за погодных условий. И он был не единственным — все, кто заехал в боксы, ничего не теряли. Мартин же несколько раз на последних этапах прошлого сезона допускал критические ошибки, которые непоправимо навредили его борьбе за титул.
Баньяйя действовал осторожно на Гран-При Сан-Марино, получив серьезные удары в спринте и на предыдущем этапе в Арагоне. Ошибки для Баньяйи и Мартина сейчас будут стоить дороже, чем для Маркеса, поскольку именно на гонщиков на GP24 лежит ожидание победы в чемпионате.
И, наконец, психологический аспект для Баньяйи. Чем больше Маркес побеждает и врывается в борьбу за титул, тем труднее будет Баньяйе, потому что именно с таким соперником ему придется столкнуться в следующем году в заводской команде Ducati на равной технике. Публично он может сосредоточиться на этом году, но внутренне это будет давить на него.
Маркес, возможно, находится в лучшей позиции для борьбы за титул в 2024 году, потому что ему нечего терять. У Баньяйи и Мартина есть, что терять. Для одного из них важно будет войти в следующий год в статусе лидера, когда в твой дом входит такая разрушительная сила, как Маркес.
А для другого смена техники на Aprilia, которая сейчас борется с проблемами, показывает неприятную правду о том, что этот год может стать лучшим шансом стать чемпионом на ближайшее время.
Менталитет «все или ничего» принес Маркесу победу на Гран-При Сан-Марино, и именно он делает его настоящим претендентом на титул.