Yamaha подтвердила, что разрабатывает двигатель V4 для MotoGP

Фабио Квартараро

Yamaha, которая использовала двигатели с рядной четверкой с начала эры MotoGP, активно разрабатывает силовой агрегат V4. Управляющий директор Yamaha Racing Лин Джарвис подтвердил эту новость в интервью. Джарвис не стал называть конкретные сроки дебюта V4, заявив, что это произойдет, «когда он станет быстрее, чем рядная четверка». Однако двигатель уже проходит испытания на стенде и может появиться на треке «к середине следующего года».

Могу подтвердить, что мы активно разрабатываем силовой агрегат V4. Это проект, который начался давно, еще когда Suzuki была в чемпионате, и тогда два производителя использовали рядную четверку. Теперь же мы видим, что все наши конкуренты используют V4.

Мы считаем, что у рядной четверки по-прежнему есть потенциал для дальнейшего развития и улучшений. Однако, учитывая, что все наши конкуренты используют двигатели V4 и мы движемся к новым правилам 2027 года, для нас важно полностью понять возможности V4 в сравнении с рядной четверкой.

Проект идет по плану… Двигатель уже проходит стендовые испытания. Мы пока не устанавливали его на мотоцикл, но когда будут завершены тесты на надежность, мы начнем трековые испытания.

Джарвис также отметил, что Yamaha пока не определилась, будет ли использовать рядную четверку или V4 для новой эры 850cc.

Когда [V4] станет быстрее рядной четверки, мы его представим. Посмотрим! Одной из наших целей является выяснение, какой тип двигателя нам потребуется для 2027 года. Но на данный момент 2027 год еще слишком далек, так что мы начинаем сейчас, чтобы набраться опыта. Не знаю, когда вы увидите его на гонках, но тесты на треке будут не за горами.

У нас впереди много работы, но с двумя сильными командами, четырьмя сильными гонщиками и множеством квалифицированных инженеров, я думаю, мы вернемся.

После ухода Suzuki Yamaha остается единственным производителем, использующим рядный двигатель, тогда как Ducati, Aprilia, KTM и Honda применяют V4. Несмотря на то, что Yamaha выиграла чемпионат мира в 2021 году с Фабио Квартараро, она не побеждала с середины 2022 года.

Это оставляет две победы Suzuki в конце 2022 года последними победами для рядного двигателя в MotoGP. Сегодняшние новости означают, что они могут остаться последними на долгое время.

Квартараро, занимающий 13-е место в текущем чемпионате как лучший гонщик на японском мотоцикле, намекнул на крупные решения, принятые за кулисами, когда он подписал контракт в этом году.

Недавно его спросили о слухах про V4, и француз ответил:

Я думаю, что нам нужно рассмотреть все варианты… Я никогда не ездил на V4, но если посмотреть на мотоциклы, которые работают, это V4. Да, Honda сейчас в трудной ситуации, но мы единственные, кто использует рядный двигатель. Возможно, это стоит учесть.

Хотя переход с 1000cc на 850cc в 2027 году выглядит очевидным моментом для такого изменения, другие гонщики, включая будущего пилота Pramac Мигеля Оливейру, подчеркивают, что Yamaha не хочет ждать так долго.

Мигель Оливейра:

Несмотря на то, что правила изменятся через два года, Yamaha хочет вернуться на вершину как можно скорее.

Поскольку Yamaha и Honda находятся на нижнем уровне по системе льгот, они могут свободно модернизировать свои двигатели MotoGP в течение всего года. Это означает, что они могут начать сезон 2025 года с новой версии рядного двигателя, а затем перейти на V4, когда посчитают его готовым к гонкам.

Ducati, Aprilia и KTM обязаны сертифицировать свои двигатели в начале каждого сезона.

Появление Оливейры и Джека Миллера в новом сателлитном проекте Pramac означает, что Yamaha вскоре получит гонщиков с опытом работы на V4 — на Ducati (Миллер), Honda (Алекс Ринс, Миллер), KTM (Оливейра, Миллер) и Aprilia (Оливейра). Ринс, Миллер и Оливейра также побеждали на V4 на Honda, Ducati и KTM.

Yamaha также может рассчитывать на сотрудничество с Marmotors, возглавляемой бывшим дизайнером F1 Лукой Марморини, который ранее внес свой вклад в создание двигателя V4 для Aprilia RS-GP. Однако проблемы Honda показывают, что установка V4 вряд ли станет волшебным решением для Yamaha, чей M1 также уступает европейским мотоциклам по аэродинамике и электронике.

Honda использовала двигатель V5 в эпоху MotoGP 990cc с 2002 по 2006 год, но правила MotoGP теперь ограничивают количество цилиндров четырьмя. Последний раз Yamaha использовала V4 в Гран-При на двухтактном YZR500 перед переходом на рядный двигатель в начале четырехтактной эры MotoGP. После сложных сезонов 2002 и 2003 годов M1 сделал прорыв, когда Масаао Фурусава представил коленчатый вал «Big Bang» с поперечной плоскостью одновременно с приходом Валентино Росси в 2004 году.

Хотя M1 никогда не был самым быстрым мотоциклом на прямых, его управляемость и скорость в поворотах стали его визитной карточкой, что позволило выиграть четыре чемпионских титула с Росси, еще три — с Хорхе Лоренсо и один — с Фабио Квартараро в 2021 году.

Однако внедрение передовых аэродинамических решений позволило компенсировать недостатки V4 в поворотах. Преимущество мощности V4 также позволяет использовать больше прижимающего усилия за счет аэродинамики. Yamaha прилагала усилия для увеличения мощности двигателя, сделав его приоритетом для Marmotors, но это произошло за счет удобства пилотирования, и лучшим результатом команды в этом сезоне стало седьмое место.