Слишком много трат стало источником кризиса KTM, но это не должно затронуть MotoGP
68-летний генеральный директор KTM Штефан Пирер возглавил компанию в 1992 году после банкротства с 150 сотрудниками и увеличил объем продаж с 6 000 до 381 555 единиц к 2023 году. Однако в течение 2023 года мировые экономические условия начали ухудшаться. После 13 рекордных лет объем продаж вырос всего на 1,6%, прибыль резко упала, а в 2024 году прогнозы по продажам и прибыли пришлось пересматривать с каждым кварталом. В июле группа Pierer объявила о первых мерах по сокращению затрат, которые в первую очередь затронули участие в мотоспорте. Программа Husqvarna и GASGAS на 2025 год была значительно урезана.
Осенью последовали новые плохие новости, включая более 100 000 непроданных мотоциклов. 29 ноября KTM AG и две дочерние компании вынуждены были подать заявление о начале процедуры несостоятельности. Обязательства оцениваются в 1,8 миллиарда евро, причем 1,3 миллиарда евро KTM должна банкам. В январе и феврале производство будет остановлено. К марту штат будет сокращен до 3 700 сотрудников, а после этого производство перейдет на односменный режим. KTM ожидает будущий объем продаж на уровне 250 000 единиц в год.
Тем временем появляются дополнительные детали, подтверждающие, что стратегия KTM недооценила серьезность ситуации, из-за чего радикальные меры были приняты слишком поздно. Огромные долги компании перед банками росли стремительно: к моменту объявления о несостоятельности они достигли 1,3 миллиарда евро. В годовом финансовом отчете за 2023 год долги составляли около 800 миллионов евро. Очевидно, в Pierer Mobility слишком долго делали ставку на постоянный рост за счет приобретений. Однако в ходе этого часто поспешного расширения были допущены управленческие ошибки и стратегически неверные решения, за которые сейчас приходится платить высокую цену.
Развитие брендов, таких как GASGAS, и покупка MV Agusta, а также другие инвестиции потребляли слишком много средств, особенно на фоне роста ставок, инфляции и страха перед глобальной рецессией. Ожидания роста продаж от 100%-го выкупа производителей велосипедов FELT Bicycles (Калифорния) и R Raymon (Германия) также не оправдались. Запасы велосипедов сократились с 80 000 до 45 000 благодаря большим скидкам.
Банкам теперь, вероятно, придется списать 70% своих кредитов в рамках процедуры несостоятельности. Примут ли план реструктуризации, станет известно 25 февраля.
Первые сигналы от управляющего по несостоятельности Петера Фогля выглядят обнадеживающе. Если KTM обанкротится, это потянет за собой лавину поставщиков в регионе Иннфиртель. Для сравнения: в немецкой автомобильной промышленности до 80% цепочки создания стоимости передано поставщикам. Потери банков в корпоративном секторе являются частью их повседневной работы, но требования к собственному капиталу компаний выше, чем у частных заемщиков. Около 15 месяцев назад у KTM было около 300 миллионов евро собственного капитала. Однако затем продажи рухнули, особенно на рынке США, где ранее достигались обороты в 1 миллиард долларов, особенно в сегменте внедорожников.
Мотоспорт является частью ДНК KTM, как и у Ferrari, Mercedes, Ford, VW, Porsche, Audi, Ducati, Honda, Yamaha и Aprilia. Успех KTM всегда базировался на слогане «Ready to Race». Компания планирует продолжить деятельность KTM Factory Racing в ключевых областях, включая ралли «Дакар», чемпионат мира по мотокроссу, суперкросс в США и MotoGP (Red Bull Rookies Cup, Moto3, Moto2 и MotoGP).
Несмотря на кризис, разработки RC16 MotoGP продолжаются. Инженеры, такие как Курт Триб, Вольфганг Фельбер и Себастьян Риссе, работают над подготовкой байков для сезона 2025 года.
Мы здесь не ради олимпийского духа. Мы также хотим бороться за титул в высшем классе.
Мир мотоспорта надеется, что KTM сохранит свое место в гонках. Вопрос участия решится в ближайшие месяцы.