Марк Маркес: Носить эти цвета — значит бороться за титул
Ducati представила свои GP25, на которых Франческо Баньяйя и Марк Маркес будут бороться в сезоне 2025 года. Команда Ducati таким образом продемонстрировала миру свой «дрим-тим»: 11 титулов на двоих у двух чемпионов делают её одной из самых титулованных команд в истории спорта. Ожидания, безусловно, очень высоки, и Марк Маркес это прекрасно понимает. Он неоднократно подчёркивал осознание того, что значит присоединиться к заводской команде после прошлого года, проведённого в составе Gresini. С этой командой испанец буквально «возродился», вернувшись на вершину гоночной конкуренции после тяжёлой аварии, которая прервала его карьеру.
Это было не о возвращении к победам, а о продолжении моей карьеры или завершении.
Позже он сказал журналистам после того, как выступил на сцене в Мадонна-ди-Кампильо, рассказав, что ношение красного комбинезона Ducati вызывает у него «бабочек в животе». Для него эти цвета имеют большое значение, а ожидания, связанные с ними, хорошо известны испанцу. Он также не забывает, что годы идут даже для такого чемпиона, как он, и что ничего нельзя принимать как должное, включая своих соперников.
Новая глава в карьере
Каждый раз, когда начинаешь новое приключение, всё по-другому, — сказал Марк Маркес. — Так было и в прошлом году с Gresini. Разница в заводской команде в том, что здесь не важно, кто первый номер или второй, а то, сколько опыта у тебя есть в команде. Мне очень любопытно узнать, что конкретно они делают в боксах, чтобы быть такими конкурентоспособными и доминировать в последние годы. Цель команды — всегда побеждать.
Кто из бывших напарников оказал наибольшее влияние?
Для меня самым полезным напарником был Дани Педроса. Каждая сессия с ним была словно мастер-класс. Особенно это было важно, когда я пришёл в MotoGP и имел такого напарника, как он — это было невероятно, я многому научился. Сейчас ситуация другая, но схожая: я прихожу в бокс с гонщиком, который выиграл два мировых титула, он всегда очень быстр на трассе и всегда гонялся на Ducati. Он знает этот мотоцикл и умеет решать проблемы, поэтому я многому у него научусь.
Почему пришло время для перемен?
Дело было не в победах или их отсутствии, а в том, чтобы продолжать карьеру или завершать её. Прежде чем остановиться, мне нужно было понять, была ли проблема во мне или в том, на что я способен на лучшем мотоцикле. Когда ты выходишь из сложной ситуации, важно начать без давления, и с командой Gresini мы сделали отличную работу, что позволило мне получить этот мотоцикл в заводской команде. Я постараюсь работать на максимум и добиваться лучших возможных результатов.
Как справиться с высокими ожиданиями?
Пекко — это гонщик, который финишировал 1-м или 2-м в последние годы, он является ориентиром. Он выиграл 11 гонок, это правда, он также допускал ошибки. Но если ты не рискуешь, то не можешь выиграть 11 гонок. Здесь всегда есть компромисс, поэтому я многому у него научусь, чтобы найти лучший уровень для моего стиля пилотирования. Когда я пришёл в MotoGP в 20 лет с Honda, я не осознавал, где нахожусь. Я не чувствовал давления, полагался больше на инстинкт. Сейчас же я в референсной команде в паддоке с гонщиком, который выигрывал и у которого, безусловно, первое слово. Очевидно, Ducati будет слушать обоих, ведь общая цель — это победа, с кем бы она ни пришла. Конечно, я тоже попытаюсь бороться за титул, но главная цель на этот сезон — финишировать в топ-3.
О других соперниках
Опасно думать, что Ducati уже выиграла чемпионат. Мы как команда считаем соперников на одном уровне с нами, ведь мы в MotoGP. Yamaha может приехать в Малайзию с новым мотоциклом и с Квартараро, который очень сильный гонщик. То же касается KTM и Aprilia. Чему я научился в борьбе с ними и с Довициозо в 2017 году — это никогда не недооценивать своих соперников, ведь от года к году ситуация может кардинально измениться.
Вы второй по возрасту гонщик на стартовой решётке. Как за эти годы изменился ваш подход к гонкам и чемпионату?
У меня больше опыта, но подход остаётся прежним: нужно быть быстрым. Если ты быстр, всё остальное становится проще контролировать. Человек — единственное существо, которое может дважды совершить одну и ту же ошибку. Ты можешь учиться на своих ошибках, с опытом можно подходить к ситуации иначе, но нужно постоянно совершенствоваться, чтобы справляться с новой волной гонщиков.
Вы отказались от многого, чтобы попасть в заводскую команду. Мы видели, что вам пришлось отказаться от своего давнего спонсора Red Bull.
На моём шлеме не будет новых партнёров. Я оставил только одного партнёра, Estrella Galicia, которые поддерживают меня с 2011 года. Они всегда оказывали мне огромную поддержку, и я рад, что мы подписали новое соглашение, чтобы их логотип остался на моём шлеме.
У вас большой опыт работы в заводских командах. Чему вы научились за последние два месяца, изучая работу Ducati? Какие преимущества есть у заводских гонщиков?
Я провёл 10 лет с Honda, инженеры там высочайшего уровня. Но что важно — это коммуникация, не только между инженерами, но и между гонщиками и командой. Это и есть главное отличие. Если результаты на трассе хорошие, всё остальное тоже становится проще.
Вы были самым молодым чемпионом мира, а в этом сезоне можете стать самым возрастным после Валентино Росси.
Я предпочитаю, что был самым молодым. Для меня самым важным было снова стать конкурентоспособным после аварии. Я сохраню ту же ментальность. В прошлом году я снова обрёл уверенность. Я многое выиграл в прошлом, а что будет в будущем — посмотрим. Но с момента аварии всё, что приходит в моей карьере, я воспринимаю как подарок. Марк 2013 года был нереалистичен, он не осознавал, где находится. Сейчас, через месяц, мне исполнится 32 года, и я гораздо лучше понимаю, что значит быть в заводской команде, которая задаёт тон в MotoGP. Я понимаю важность этих цветов. Эти цвета означают возможность бороться за титул. Когда производитель, такой как Ducati, делает на тебя ставку, у тебя есть ответственность оправдать их ожидания. Я сказал, что цель — это топ-3, потому что борьба за топ-3 означает борьбу за титул. Сегодня моя разница с молодым Марком в опыте, особенно не в победах, а в трудных моментах. Именно в таких ситуациях ты учишься больше всего и понимаешь, что такое настоящая победа.
Как вы оцениваете свой прогресс в прошлом сезоне?
Я доволен, особенно тем, как управлял ситуацией в течение года. Эмоции постепенно возвращали меня к конкурентоспособности. Для меня решение перейти в Gresini стало лучшим выбором, который я мог сделать. Сейчас я в заводской команде, где выше и ответственность, и ожидания, но и возможностей больше. Команда есть, мотоцикл тоже, последнее слово теперь за гонщиком.
Насколько важны технологии в современном MotoGP? Во время презентации мы видели пример использования ИИ. Какую роль ещё играет человеческий фактор?
Я спросил технологии, как выиграть титул! Технологии важны, это понятно, но это всё ещё лишь инструмент. В конечном счёте, решения принимает человек, и последнее слово всегда остаётся за тобой. С этими технологиями роль гонщика становится менее значимой. Конечно, последнее слово за гонщиком, но очевидно, что человек не может сделать всего того, на что способен компьютер сегодня. Главное — чтобы последнее слово оставалось за человеком, хотя, возможно, теперь это меньшая нагрузка, чем раньше.
В прошлом году вам пришлось адаптироваться с Honda к Ducati в команде Gresini. Теперь, когда вы в заводской команде, считаете ли вы, что наличие большего числа инженеров и помощи упростит адаптацию к мотоциклу?
Очевидно, в заводской команде это проще. Прошлый год с командой Gresini был отличным, но в заводской команде метод работы другой. Они уже начали объяснять мне разные вещи, и ты должен использовать всю эту информацию, чтобы сразу же выбрать лучшее направление работы с мотоциклом.
Вы всегда подчёркивали важность семейной атмосферы в паддоке, будь то Red Bull или команды, за которые вы выступали. Найдёте ли вы похожую атмосферу в Ducati?
Это люди, как я всегда говорю, ненавижу сравнения. Нельзя сравнивать 10-летние отношения с теми, которые только начинаются. Я остался друзьями с людьми из Honda, мы не говорили о мотоциклах этой зимой, но мы всё ещё друзья. То же самое с Gresini, с которыми я завязал очень близкие отношения в прошлом году. Я уже познакомился с моим новым техником Ригамонти, и понемногу я узнаю новую команду, хотя я привёз с собой надёжного человека, чтобы облегчить этот переход. Мы говорим на одном языке — это важно.
Как вы оцениваете своё физическое состояние?
Я в порядке. Очевидно, я не сравниваю своё физическое состояние с тем, что было в мои 20 лет. Я в хорошей форме, работы много, но с возрастом нормально работать ещё усерднее, чтобы поддерживать физическую форму на самом высоком уровне.
Что вас больше всего впечатлило в Джиджи Даллинье?
В прошлом году Джиджи был очень честен со мной. Что я ценю — это его прозрачность и честность со всеми. Я до сих пор помню, как он сразу же сказал мне, какие материалы будут мне доступны. Позже, когда я подписал контракт с заводской командой, я подумал: «Теперь мне сделают небольшой подарок», но этого не произошло, потому что я продолжил с тем же материалом. Думаю, Джиджи — человек слова, и это подтверждается всей поддержкой, оказанной Мартину в прошлом сезоне, несмотря на то, что он тогда подписал контракт с другой командой.
Маркес в красном, как Хэмилтон в красном. Что общего?
Только то, что всё красное. Хэмилтон есть Хэмилтон, самый медийный гонщик вместе с Алонсо и Ферстаппеном. На сегодняшний день мы видим, как приходит новое поколение гонщиков, таких как Рассел и Норрис. Имя, безусловно, имеет значение, но это не помогает больше побеждать.