Чемпионы мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам
В 2024 году состоялся юбилейный 75 сезон Мото Гран-При, международных олимпийских шоссейно-кольцевых мотогонок. Первый сезон стартовал в 1949 году и с тех пор превратился в лучшее спортивное зрелище, а его победители – в звезд мирового масштаба.
Ниже представлен список непревзойденных легенд Мото Гран-При. Надо представлять себе условия мотогонок. Раньше они являлись не только спортом, а были обязательной частью производственного процесса. Мотоциклы быстро совершенствовались, менялись и гонщику были открыты возможности играть постоянно, принимать участие в нескольких соревнованиях одновременно. По нынешним правилам такое запрещено.
Джакомо Агостини
В 1963 году появился в Мото Гран-При, уже будучи чемпионом Италии, победив в трех классах одновременно – в 175/250/350 см3. Выступая в международных мотогонках, выиграл 122 раза в разных категориях и стал невероятно знаменитым.
15 раз получал высший титул в категориях 350 и 500, 6 из которых он получил по двум категориям одновременно. Он был совершенно непобедимым с 1967 по 1973 год, затем получил еще один титул в 1975 на Moto GP 500, затем начал выступать в чемпионате мира, который затем получил название Мировой Супербайк или Formula 750 Championship. На тяжелых мотоциклах на 4 такта он не достиг таких же вершин, но трижды получил победу и один раз выиграл бронзу.
Он стал живой легендой и получил прозвище Божественный Аго, повторить его рекорд по числу побед больше никому не удалось. На его счету 15 сезонов и 68 триумфов в Королевском классе. Недавно справил свое 80-летие, продолжает интересоваться гонками на мотоциклах.
Валентин Росси
Это тоже очень яркая звезда мотогонок, по праву занимающая место сразу после Божественного Аго. Родился в Италии, в семье гонщика Мото Гран-При и сам всегда мечтал стать чемпионом на гонках. Начал выступать в 1996 году, а завершил карьеру 2021, став самым «долгоиграющим» игроком Moto GP.
За свою долгую карьеру Валентин, получивший прозвище «Доктор», 115 раз одержал победу, совсем немного не дотянув до результатов Агостини. Стал чемпионом мира 9 раз, получив 7 раз международный титул в Мото Гран-При. При этом ему удалось стать чемпионом в 4 категориях: по разу в 2-тактных 125/250, один раз – в 2-тактном Королевском классе GP 500 и 6 раз в 4-тактном Moto GP. Такого богатого набора побед больше ни у кого не было. Кроме этого, он обогнал-таки Божественного Аго, победив 89 раз в Королевском классе.
Достижения Росси достались ему не так просто, ведь, согласно современному регламенту, спортсмену не разрешается выступать в нескольких гонках одновременно. Каждая его победа добыта поэтапно, по одной, без сказочных фейерверков. Это заняло 25 лет беспрестанных выступлений.
Повторить его путь практически невозможно, так как современные спортсмены все чаще через несколько лет выгорают из-за невероятной психологической и физической нагрузки.
Анхель Ньето
Испанский гонщик идет третьим. 13-кратный чемпион мира, обладатель 90 кубков Мото Гран-При, карьера длилась в семидесятых и начале восьмидесятых. В Королевском классе не выступал, играл в классах 50/125/250. Тогда еще можно было играть в нескольких гонках и выступать 2-3 раза в день.
Завершив карьеру, Анхель Нието сосредоточился на семье и бизнесе. Вырастил троих сыновей, которые тоже стали мотогонщиками, а затем тренерами Moto GP. Несмотря на возраст, участвовал в гонках и предпочитал скорость, вопреки правилам безопасности. В 2017 году умер от травмы после аварии. Его именем назван автодром.
Марк Маркес
Еще один испанский гонщик с чемпионским темпераментом. Почти догнал Нието, собрав 85 триумфов в классах GP125/250 и MotoGP. Выступал в Королевском классе и взял 59 побед.
С детства воспитывался как будущий чемпион. Начал с побед в категории юниоров, а затем стал восьмикратным чемпионом мира: по разу в GP 125 и Moto 2 и 6 раз в Moto GP.
С 2013 года был первым в MotoGP, но в 2020 был вынужден фактически прервать карьеру на 2 года из-за серьезной травмы руки. Это создало ему определенные сложности, так как он изначально представлял Хонду и выступал только на ее прототипах. За время вынужденного перерыва позиции Honda Racing Corporation в Мото Гран-При заметно понизились. В тот период фанаты гонщика, которые регулярно использовали конторы с фрибетом для ставок на его победы, с нетерпением ждали возвращения чемпиона. В 2023 году Марк Маркес перешел в другую команду и пересел на Ducati. Этот шаг, предпринятый при действующем контракте с Хондой, был необходим, чтобы не потерять сезон из-за проблем в Honda Racing.
Карьера Маркеса продолжается, и он намерен набрать наград больше, чем кто-либо в истории Гран-При.
Майк Хэйлвуд
Самый успешный мотогонщик в истории Великобритании. На его счету 76 наград за выигрыши в разных категориях. В его карьере большую роль играли производители мотоциклов. Майк выступал с 1958 года, заключая соглашения с Ducati, AJS, Mondial, Norton, MV Agusta и Paton. Дружеские отношения с ведущими брендами, особенно с MV Agusta, давало ему заметное преимущество при заключении контрактов. Однако звездой мирового значения его сделала Хонда – с ней он стал чемпионом мира 5 раз в Королевском классе. Всего титулов было 9, 4 было получено в периоды сотрудничества с MV Agusta.
Honda позаботилась о своем будущем и в 1967 году купила у Хейлвуда обязательство принимать участие в Мото Гран-При только под ее брендом, за что выплатила ему более миллиона долларов. У завода начались проблемы, которые вынудили его выйти из чемпионата, но руководство предприятия, как и Майкл, верили, что это не продлится долго. Однако Хейлвуду пришлось завершить карьеру в мотоциклетных гонках, так как возращение бренда затянулось.
Гонщик поменял направление и стал автогонщиком. Начал с бронзы на чемпионате Европы «Формула 5000» (1969), затем победил на «Формуле 2» (1972), а в 1974 – взял Гран-При в Сан-Марино на «Формуле 1».
Майк Хейлвуд выступал до 1980 года, скончался в 1981.
Дата: 28.03.25
Источник: Все о мире MotoGP